Судьба порою устраивает странные свидания с книгами. Вот и в этом случае, увидев название на полке книжного магазина, я оторопело остановился. Спросил девушку-консультанта: «Это документальная проза?», «Нет, - ответила она. - Это художественная книга, но в ее основе – подлинная история». И тут же предложила мне: «А вот есть новая книга этой писательница с похожим названием – «Дорога из Освенцима». «Ну уж, нет – мысленно ответил ей я. – Мне бы с татуировщиком разобраться». Хотя имя автора – Хезер Моррис – мне абсолютно ничего не говорило. Быть может, на решение прочесть книгу повлияли собственные подсознательные ассоциации и воспоминания? Как бы то ни было, небольшой роман оказался в моих руках. И через некоторое время я начал его чтение…
Не скажу, что ужас сразу накрыл меня. Все-таки я видел «Обыкновенный фашизм» читал роман Анатолия Иванова «Вечный зов» и видел его экранизацию, смотрел и картину Сергея Колосова «Помни имя свое». Читал и пронзительный роман Ицхокаса Мераса «Ничья длится мгновение». И, конечно, по рекомендации моих студентов видел необычный фильм «Мальчик в полосатой пижаме» Марка Хермана, хотя первоисточник – книгу Джона Бойна – так и не удосужился прочесть. Пришел на память при чтении текста Хезер Моррис и роман-комикс Арта Шпигельмана «Маус». Словом, трагедия фашистских концлагерей неоднажды была в центре кино и литературы. Но, пожалуй, впервые я встретился с книгой, которая, во-первых, рассказывает РЕАЛЬНУЮ историю заключенного концлагеря в Освенцима. А, во-вторых, при всем ужасе происходящего с героем в тексте, финал книги можно назвать оптимистичным. Почему? Попробуем разобраться.
Повествование ведется от первого лица – некоего Людвига (Лале) Соколова, словацкого еврея, оказавшегося в 1942 году в лагере смерти Освенцим, известным также как Аушвиц. Волею счастливой судьбы Лале получает должность татуировщика, то есть того работника, который наносит всем вновь прибывшим заключенным номер, под которым и пройдет (или закончится) его жизнь в этом комбинате истребления. Сам Лале получает номер 32407.
Однажды он наносит на руку неизвестной женщине номер 34902. И с этого момента жизнь татуировщика меняется самым кардинальным образом. Если до этого для Лале стояла цель – выжить, то после встречи с номером 34902 для него появляется цель – жить. Ради нее – ради Гиты. Так начинается эта невероятная история эпохи Холокоста. Понятно, что некоторые детали и подробности даже в изложении самого Лале выглядят ужасающе, но таков был мир Освенцима, где смерть была обыденным явлением, а борьба за каждый новый прожитый день смыслом существования, Собственно, об этом и написала свою книгу Хезер Моррис. Она явно читала труды Виктора Франкла, еще одного реального узника лагеря смерти. Но сумела избежать в своем тексте философских пассажей и экзистенциальных конструкций на тему бытия и небытия.
Лале ведет рассказ о том, как он выжил, влюбился и сделал все, чтобы спасти свою возлюбленную. Жесткие и жестокие детали лагерного распорядка и лагерного быта в изложении новозеландской писательницы воспринимаешь без истерики и надрыва, будто речь идет об обыденности. Но в том-то и заключен весь ужас и подтекст романа: ожидание смерти становится некой психологической привычкой, порождающей равнодушие ко всему, что не касается лично главного героя с одной стороны, и сверхконцетрированности на самом себе и личной судьбе, с другой. Понятно, что подобную модель поведения ни сам Лале изобрел. Ему ее «продиктовало» перманентное присутствие дамы с косой, будто поджидающей героя за углом лагерного барака. Ужас – не та эмоция, которая доминирует в сознании татуировщика из Освенцима. Текст передает спокойное дыхание героя, думающего всю вторую часть романа исключительно о своей Гите. И, в конце концов, он получает за подобную верность и упорство еще один подарок судьбы. Читателю легко догадаться – какой.
Выйти из Освенцима живым(!), да еще сохранив собственный разум и чувства в достаточной степени в гармонии с окружающим миром, это ли не награда?
Хезер Моррис не спешит давать какие-то оценки рассказанной истории и поведению главного героя. Но, похоже, она солидарна с ним и в том, как он старался выжить во чтобы то ни стало, как он всеми правдами и неправдами боролся за то, чтобы быть вместе со своей Гитой.
Парадокс для меня все же заключается в том, что прочитанный текст никак не вызвал во мне бурю эмоций после прочтения. И это мне напомнило случай из собственной жизни, В 1978 году я впервые оказался заграницей, проведя 2 недели в Кракове. И все это время у меня было желание увидеть своими глазами: что такое Освенцим? Поездка состоялась и многое позволила понять в том, какой ужас нес с собою немецкий фашизм, если он так обходился с людьми, как это я в увидел в Освенциме. Скажу сразу: лучше этого не видеть и не знать. Однако для того, чтобы подобное не повторилось и стоит писать книги, и снимать фильмы. Самое главное потрясение же было связано с поляками: я так и не смог понять – КАК можно спокойно жить в городке под названием «Освенцим»?
В романе Хезер Моррис я, кажется, впервые почувствовал, что подобное возможно в принципе. То есть жизнь любой человеческий личности идет своим чередом. Даже на фоне трагических исторических коллизий. И не факт, что она может закончится трагически. Просто надо научиться жить в условиях кровавого экстренума и терпеливо отстаивать себя и свою жизнь. Лале Соколову это удалось в отличие от миллионов других обитателей концлагерей. Но не дай бог, чтобы подобные навыки, полученные столь необычным и опасным способом, были использованы всеми нами в будущем. А пока дорога татуировщика из Освенцима к счастью для него закончилась.
Сергей Ильченко