Найти тему
Устремленные люди

Интервью с актрисой театра и кино Марией Дьяковой: Творческий путь актера

- В преддверии Всемирного дня театра хочется поговорить о нелегком, но прекрасном творческом пути актера. Помните ли Вы, какой была Ваша первая встреча с театром?

- Первую – не знаю, а яркую – да, помню. Это был Казанский ТЮЗ, я смотрела спектакль «Остров». В нем было что-то про подростков, и это было очень мощно. Впервые я увидела на сцене, что люди могут быть такими жестокими и добрыми – вот, что я больше всего запомнила. Тогда мне было около 10 лет.

- В какой момент Вы поняли, что хотите стать актрисой?

- Мой отец – режиссер, моя мама – актриса и впоследствии тоже режиссер. Другой среды обитания я не знала, поэтому вопрос выбора профессии лично для меня не существовал. Это естественно, когда рыба рождается в воде, она должна уметь плавать и дышать через жабры. Поэтому, наверное, я поняла это, когда начала говорить и ходить.

- В 1993 году Вы окончили Казанское театральное училище, а в 1999 – ГИТИС. Какие яркие воспоминания у Вас остались о годах учебы?

- Это дипломные спектакли, конечно. Там много всего было, и все это было здорово. Вообще, учиться в театральном училище - это такое счастье, потому что это КРАЙНЕ интересно. Ты узнаешь не только какие-то откровения про мир, ты еще и себя раскрываешь в процессе обучения. Оказывается, что ты о себе вообще ничего не знаешь, когда приходишь в театральное училище, и там тебе помогают себя узнать. Это самое интересное, что происходит у актеров и продолжается на протяжении всей жизни. В принципе, если актер остается творческим до конца своих дней, что не всегда бывает, то он всегда что-то находит в себе, раскрывает что-то новое.

- Как проходил процесс подготовки к поступлению в ВУЗ?

- Так сложилось, что в Казанское театральное училище я пошла дополнительным набором, это был уже октябрь месяц. Перед этим я поехала в Ленинград и хотела поступать учиться там, но меня не взяли. Тогда я вернулась домой и поступила в Казанское театральное училище. В состоянии «пан или пропал», на кураже.

В ГИТИС – еще веселее. Я не готовилась к поступлению в принципе. Как-то утром пришел актер из театра, в котором я уже работала, позвонил в дверь.

- Чего ты стоишь? Пойдем?
- Куда?
- Как куда? В ГИТИС.
- Сейчас?
- Сейчас!

Как-то я даже не спросила зачем. Мы приехали в ГИТИС, и тут я уже спросила у него, что происходит.

- На заочное отделение набирают. Что ты будешь со своим средним специальным образованием в Москве делать?
- У меня нет ничего по программе!
- У тебя полно монологов, ты актриса.

К тому моменту я уже шесть лет отработала в театре, поэтому я вышла и просто читала какие-то монологи, стихи, которые знала. Я совершенно не готовилась. И так прошел и второй тур, и третий, и я поступила.

То есть все это было совершенно неожиданно оба раза в какой-то степени. У меня не было какого-то мандража, мне некогда было этим заниматься.

- Какой была Ваша первая роль?

- Первую роль я сыграла в Йошкар-Олинском областном театре драмы. Я играла Липочку в спектакле «Банкрот» по пьесе Островского «Свои люди – сочтемся».

27 февраля я получила диплом театрального училища, а 10 марта я уже вышла в главные роли в этом спектакле. Это был страшный момент для театра, потому что актриса, которая должна была играть эту роль, сломала ногу. А 10 марта впервые в этом городе, в этом театре открывался Международный театральный фестиваль, и открывался он именно этим спектаклем. Постановщики были вынуждены ввести меня в него. За неделю меня ввели. Было страшно, потому что в театральном училище у нас была маленькая сцена, маленький уютный зал, нас носили на руках четыре года, любили, целовали, говорили, какие мы гениальные. Периодически, конечно, говорили, какие мы негениальные. Но мы больше верили в то, что мы все-таки гениальные. И тут я приезжаю в театр, который представляет собой аэродром, как мне тогда показалось. В зале шестьсот мест, меня не слышно. Режиссер сидит в зале и орет: «Вас не слышно!» Мне кажется, я уже срываю голос, а он продолжает кричать. На нашей сцене в училище сделаешь два шага, и ты уже на противоположном конце, а тут надо было бежать, чтобы оказаться в нужном месте. В общем, это был какой-то ужас. Я не ела, не пила за эту неделю, раза два я чуть не упала в голодный обморок. Но тем не менее все произошло. Такой была моя первая роль, она очень хорошо мне запомнилась.

- Как Вы считаете, существует ли такая роль, о которой мечтает каждый актер или, наоборот, та, за которую никто не хочет браться?

- Нет, я думаю универсальных ролей, которые хотели бы получить все актеры, нет. Другое дело, режиссеры, которые хотят оскорбить актера, говорят: «Ну Вы не Гамлет, голубчик!» или «Ну Вы не Ромео!» Наверное, подразумевается, что все мужчины мечтают сначала сыграть Ромео, а потом Гамлета. А женщинам соответственно говорят: «Ну не Офелия ты!» или «Ну не Джульетта ты!» Это, наверное, максимум. Но сказать, чтобы все об этом мечтают – не думаю. По крайней мере, Офелией я себя никогда не видела.

- Вы являетесь актрисой театра и кино. Видите ли Вы существенные различия между этими двумя направлениями? В чем они заключаются?

- В кино – ты собрался, в эту секунду с тобой это произошло, и дальше ты за это не отвечаешь. В театре – каждый спектакль играется снова, и если ты сегодня не в форме, то это знают не только ты, режиссер и оператор, но и весь зал. То есть ты должен быть всегда в форме. Правда, и в кино тоже, но это не процесс, это результативный труд, а театр – это процесс. Это как спринтеры и стайеры. Я процесс больше люблю, чем результат, поэтому больше люблю именно театр.

- Есть ли у Вас способы, которые искусственно позволяют Вам подбодрить себя, если Вы не в форме?

- Конечно, необходимо настраиваться на каждую роль по-разному. Во-первых, за месяц до выступления мы узнаем репертуар. Когда я вижу, какие у меня будут спектакли в репертуаре, я начинаю планировать свои действия за неделю до спектакля. Есть спектакли, к которым нужно готовиться за месяц до его начала, например, «Медея». При этом слушается определенная музыка, читается определенная литература. Ты не можешь пойти на какие-то развлекательные мероприятия или встретиться с друзьями. Это такая замкнутая среда. А есть спектакли, такие как комедии, «Ох уж эта Анна», например. На нее, наоборот, настраиваешься обратно. Надо увидеть жизнь, насколько она легка и прекрасна, существование должно быть таким легким, как будто у тебя крылья бабочки за спиной.

- С какими проблемными чертами характера должен бороться настоящий актер?

- Прежде всего – это лень. Актер не может быть ленивым, иначе он теряет форму. Если он будет лениться делать гимнастику для дикции и голоса, его перестанут слышать. Если он перестанет заниматься своим телом, он не сможет играть многие роли, потому что он просто элементарно не сможет выйти на сцену, тем более сделать какой-то кульбит или кувырок.

Второе – это умение каждый раз все делать заново. Это очень сложно, особенно, чем старше ты становишься, тем сложнее. Каждый раз все заново, каждый раз все сначала, А-Б-В… У каждого автора свои А-Б-В, у каждого режиссера свои А-Б-В и у каждой роли свои законы. Практически каждый раз возникает дикий ужас. Сначала долго хочешь роль и думаешь: «Ах, как бы я сыграл эту роль». И, вдруг, поскольку ты этого хочешь, оно свершается, и тебе говорят:

– Ты будешь играть.

– Кого?

– Ну вот этого, которого ты хотел.

Падает все внутри, это конец, потому что ты не знаешь, как это делать, и начинаешь выкарабкиваться из этого ужаса, страха.

- Насколько для Вас важна связь со зрителем?

- Это очень важная вещь и очень тонкая. Редкий молодой актер может похвастаться, что он слышит дыхание зала, но это необходимое условие, которое в результате должен приобрести актер, потому что он должен заставить зал дышать вместе с собой. Это, в общем-то, практики необычные, в основном ими обладают те актеры, которых все любят и все знают. А когда ты чувствуешь аритмию – это очень тяжело. Бывает, что ты чувствуешь, что в зале сидит один, который дышит против тебя, и ты начинаешь с ним бороться. Иногда не побеждаешь, но зато какой кайф, когда он начинает дышать вместе с тобой. Я, например, это слышу просто ушами, кто-то может быть какими-то другими органами. Мы это не обсуждаем, это уже тайны внутренние.

- Какие дополнительные занятия Вы проходите, чтобы Ваши актерские навыки с каждым днем становились ярче?

- Во-первых, мы проводим тренинги у себя перед репетициями, у нас есть еженедельный танцкласс. Во-вторых, у нас есть занятия по речи. В-третьих, для меня это самое главное, я езжу на мастер-классы в Москву, благо мы живем рядом.

- На данный момент здание Жуковского Драматического театра «Стрела», в котором Вы играете, находится на реконструкции. Спектакли временно проходят в здании городской администрации. Ждете ли Вы возвращения в родные стены?

- Я скажу кощунственную вещь, но я так не ждала рождения сына, как жду возвращения домой. Что он родится, я понимала, это природа, и я знала, что она все равно мне поможет. А возвращение в театр зависит от большого количества людей и финансирования. Страшно, но домой очень хочется. Я все-таки более двадцати лет в этом театре, почти половину жизни я провела в нем. Пока нам называют разные даты окончания ремонта, но для себя я поставила дату – декабрь 2018 года.

- Какими премьерами вы порадуете зрителей по возвращении в обновленный театр?

- Наталья Николаевна Ступина – наш художественный руководитель и Сергей Олегович Золкин – наш режиссер-постановщик готовят с нами необычайно интересные пьесы! Нам надо подготовиться к тому, что когда мы вернемся домой, чтобы у нас был не то чтобы полностью обновленный, но во многом новый репертуар, поэтому сейчас параллельно репетируются несколько спектаклей, причем очень разных. Я не имею права называть названия, но мне кажется, мы удовлетворим очень разные вкусы на очень хорошем профессиональном уровне.

Даже, может быть, и хорошо то, что мы сейчас в здании мэрии, а не дома. Стало иначе все видеться, под каким-то новым углом. Мы начали больше любить друг друга. К нам пришли новые актеры, пошла новая жизнь, и есть ощущения, что, когда мы вернемся домой, мы будем совершенно новыми крутыми ребятами.

У нас также есть независимое театральное объединение «Босой театр». Собрались в него однокурсники ГИТИСа: Олег Андрианов, Алла Ларина и Мария Дьякова. Мы все работаем в разных театрах в Жуковском и в Москве, но мы очень захотели снова встретиться и создать что-то свое. И вот уже третий сезон мы ставим по спектаклю. До этого мы ставили спектакли по пьесам драматурга Сергея Кузнецова: «Жанна двадцать лет спустя» и «Соло для телефона».  Сейчас мы приступили к постановке нового спектакля. Его премьеру мы ходим сделать во время открытия выставки художника Сергея Петрика в галерее «Пятый дом» в Жуковском 11 мая 2018 года.

- Оставьте свои пожелания коллегам и зрителям ко Всемирному дню театра.

- Театр – одно из немногих живых искусств, оставшееся людям в наследство от всей истории человечества. При всей моей любви к литературе, к кинематографу, к изобразительному искусству – это законченные произведения, а спектакль – никогда не закончен. Он как эскиз, прост или гениален, но все-таки он живой. Разница только в этом. Поэтому я желаю и зрителям, и актерам, и режиссерам в этот прекрасный праздник (он для меня больше, чем новогодняя ночь), чтобы у них было желание жить. Чтобы зрители приходили в театр для того, чтобы жить с нами, а мы тогда будем жить с ними. И пусть эта весенняя жизнь будет наполнена смыслом.