Сегодня речь пойдет о Португалии. Антониу Оливейра де Салазар - португальский лидер середины ХХ века. Фигура более чем противоречивая, потому что к примеру я его диктатором назвать не могу. Но, судите сами по изложенному ниже.
В Португалии есть памятник, похожий на статую Христа спасителя в Рио-де-Жанейро. Статуя в высоту 28 метров и протягивает руки в сторону Лиссабона, в знак благодарности за то, что Португалия смогла избавиться от последствий Второй мировой войны. Кроме того, это часть наследия, которое оставил стране после себя бывший семинарист, а позднее премьер-министр Португалии Антониу де Оливейра Салазар. Он правил почти 40 лет и держал власть в стране в своих руках.
После Первой мировой войны в Португалии был глубочайший кризис. Внешний долг страны взлетел до небес, экономика приходила в упадок, а правительства менялись чуть ли не каждый день, не в состоянии исправить плачевное положение. Ко всему добавились массовые протесты на улицах.
Идеи мировой революции превратились в уличные беспорядки со стороны большевиков и анархистов. С 1910 по 1926 г.г. были фактически периодом стагнации. Это был провал Первой республики.
Социалисты не смогли популяризировать популистические лозунги, а их красочно расписанные реформы так и не принесли свои плоды.
Реформаторы погрязли в коррупции и, естественно, потеряли поддержку населения. Споры политиков прервали военные. Переворот возглавил закаленный в африканских колониях генерал Кармона.
Одним из первых решений Кармона стало привлечение в кабмин молодого экономиста из самого старого национального университета в Коимбре, его звали Антониу Салазар.
Что можно сказать про самого Антониу Салазара? Он происходил из бедной религиозной семьи. Родители даже не имели возможность оплатить учебу сына. Образование мальчику оплатила богатая семья, в которой служил отец Антониу.
Антониу всегда был максималистом, потому он решил всю жизнь посвятить Богу. Так он отучился в семинарии в городе Визэу. Он так и не стал священником, но этот этап стал ступенькой на пути к получению экономического образования в одном из самых престижных вузов страны в Коимбре.
Уже будучи профессором, Антониу де Салазар стал предлагать свое видение того, как стране выйти из кризиса.
И именно его модель корпоративного устройства заинтересовала молодого правителя Антониу Кармона. Так он предложил доктору экономики работу в своем правительстве.
Стоит отметить, что Антониу не сильно спешил менять университетскую кафедру на министерский портфель:
"Я на самом деле чувствовал, как меня давит и угнетает мысль о том, что нужно оставить университет. И потом, я боялся. Я на самом деле боялся: а что, если мне не удастся исправить ситуацию, что будут думать обо мне мои студенты?"
Салазар попросил сутки на обдумывание предложения. Он всю ночь провел в молитве. Так учили в семинарии поступать перед принятием важного решения.
Антониу был в сомнениях: в политику идти не хотелось, но хотелось помочь своей стране.
Для того, чтобы поправить положение в стране, нужны полномочия. Поэтому Салазар выставил ультиматум: он присоединится к правительству, если Кармона позволит ему принимать даже не очень популярные решения.
Кандидатура Салазара целиком устраивала промышленных магнатов, и аристократию, и простых людей. Он идеально подходил и для духовенства, и для армии, всегда мог держать нейтралитет.
Кармона тем временем согласился с условиями ультиматума. Салазар переехал в Лиссабон из Коимбре. Из университета кстати он так и н уволился, взяв академический отпуск, который продолжался до конца жизни.
Первое, что сделал Салазар - установил жесткий контроль над финансами, по факту это была финансовая диктатура. Он обрезал коррупционные схемы и потоки, сократил расходы правительственных министерств. И этот шаг показал, что деньги в стране все таки есть.
За 10 лет Салазар сумел практически погасить все международные задолженности, за 5 Португалия (которая раньше закупала хлеб заграницей) уже занималась экспортом собственной пшеницы.
Удалось так же остановить инфляцию.
Это бел личный триумф Салазара. Идеология эстадо ново, то есть нового государства, основывалась на христианской социальной доктрине. Эту доктрину в конце ХIХ века сформулировал Папа Леон XIII в своей энциклике. Это был своего рода ответ на классовую борьбу, придуманную Марксом.
В корпоративном государстве вместо политических партий и профсоюзов были межклассовые отраслевые объединения. Главной их задачей было работать на результат.
Эстадо ново в первую очередь полагалось на авторитарную власть одной политической силы. Когда Салазар стал премьером, он распустил все партии, а вместо них появилась надпартийная политическая организация - национальный союз.
Ситуацию в стране должна была контролировать тайная полиция. Людей все больше привлекали в португальские легионы, а молодежь в скаутские организации. Кстати, тайная полиция обучалась у гестапо. Их главные задачи по-прежнему вращались вокруг лозунга Сазалара "Все для Родины и ничего от Родины".
Сам Салазар познакомился с коммунизмом еще в студенческие годы, когда был членом молодежной католической организации. Кроме совместных молитв, им было дано еще одно задание. Антониу с друзьями часто сопровождал священников и монахинь, потому что на них часто нападали коммунисты. Салазару и друзьям приходилось носить с собой палки для самообороны.
Когда в соседней Испании вспыхнула гражданская война, Салазар не смог оставаться в стороне. Тем более что Франко тоже принадлежал к ревностным католикам, и пытался воплотить в жизнь мечту о христианском государстве.
Португальский корпус помогал сражаться с наемниками коминтерна и свергнуть коммунистический режим.
Еще одну услугу Мадриду Салазар оказал через несколько лет, во время Второй мировой войны.
Ситуация была такова, что Гитлер и Муссолини хотели втянуть Португалию в войну, и естественно, на своей стороне. Но их затея провалилась.
Португалия не вступила в войну по многим причинам. Но главная из них скорее всего была в том, что Лиссабон не хотел ссориться с Великобританией, потому что в то время Англия обеспечивала им морской доступ к их колониям в Африке а так же в Индии.
Объявить о нейтралитете Салазару было просто и по личным мотивам. Ему были противны фашизм и нацизм в той же степени что и коммунизм. Эти парадигмы он считал неприемлемыми из-за их плохого отношения к человеку.
Кроме того, у союзников появилась возможность установить военные базы на Азорских островах. Для победы над нацистами в битве за Атлантику эти шаги были решающими.
С другой стороны, в упрек Португалии говорится, что страна вплоть до конца войны вела торговлю с Берлином, продавая необходимый для военно-промышленного комплекса вольфрам. Но союзником Гитлера Салазара считал только СССР.
Тот факт, что их не коснулись ужасающие последствия Второй мировой войны, португальцы очень ценили.
Послевоенная жизнь в Португалии мало чем напоминала военную диктатуру. В стране существовала свобода слова и даже была возможна критика власти, хоть и достаточно ограниченная, но все же.
Главный человек страны задавал ритм жизни на собственном примере. Антониу де Салазар жил достаточно скромно, в небольшой двухкомнатной квартире. Он не пил, не был замечен в скандалах, и его часто можно было увидеть в старом потертом костюме .
В общем-то Антониу Салазар не любил публичность. Сдержанный и где-то немного нелюдимый, он не тратил деньги даже на поездки заграницу. Только один раз он побывал в гостях у Франсиско Франко, с которым до сих пор общался только посредством писем или по телефону.
Сеньор доктор, как Салазара называли еще с университетских времен, хоть и оставил семинарию, но по факту жил как целибатарий. Хотя безусловно он ценил компанию и внимание женщин, он так никогда и не женился. А свои отцовские порывы воплотил, воспитывая двух приемных дочек.
За бескомпромиссный антикоммунизм и непринятие любой левой идеологии, ему досталась репутация фашиста. Считалось, что противников режима Салазар отправлял в лагеря смерти на острове Сантьяго. Там находился единственный в Португалии концлагерь. По разным оценкам, там погибло около 4000 человек.
Салазаризм был правой диктатурой, которую возглавлял гражданский. И, по сравнению с режимом Франко в Испании, диктатура Салазара была более демократичной.
Заслугой Салазара было присоединение Португалии к локомотиву изменений послевоенного западного мира: НАТО, МВФ и Всемирного банка.
С другой стороны, Салазар отстал в том плане, что после Второй мировой эпоха колониальных империй близилась к закату. До 1950-хх г.г. наличие заморских территорий было самым обычным делом для стран Европы.
Англичане покидали Индию и Пакистан, французы - Индокитай. Португальцы все еще держались за Гоа, Мозамбик, Гвинею Бисау и Анголу.
Первой потерей Португалии стал Гоа. Салазар отказался менять или продавать провинцию индусам. В ответ на отказ, индусы атаковали небольшие гарнизоны португальцев, которым не хватило поддержки местного населения, и они были вынуждены сложить оружие.
Далее обострились революционные и патриотические настроения в африканских колониях. Гвинея, Мозамбик и Ангола теперь высасывали намного больше денег из бюджета Португалии. Экономика начала проседать, причем достаточно быстрыми темпами.
Финансирование на развитие промышленности, образование и медицины приходилось урезать каждый раз. В Португалии главной задачей родителей стало "отмазывание" детей призывного возраста от военкоматов, чтобы уберечь их от войны в колониях.
Мир изменился безвозвратно. Англия и Испания просто наблюдали, как Португалия проливает кровь сразу на нескольких фронтах в своих колониях.
В 1968 году карьеру Антониу Салазара оборвал несчастный случай. 79-летний премьер-министр упал со стула. Дело в том, что у Салазара была древняя и плохая привычка - шататься на стуле.
Кресло перевернулось, не удержав веса мужчины. Через несколько дней врачи диагностировали у Салазара тяжелую форму инсульта. На работу он больше не вернулся.
Обязанности премьер-министра перешли в руки к одному из соратников Салазара - Марчелло Каетано. А чтобы ничего не помешало реабилитации, перед Салазаром разыграли театр.
Почти 2 года ему присылали приглашения, как будто он все еще премьер-министр. Он подписывал фейковые документы, получал изготовленные на заказ псевдо-газеты.
Этот фарс закончился только в 1970 году, когда сердце Антониу Де Салазара остановилось.
Через 4 года в Португалии произошла мирная революция гвоздик, война в колониях прекратилась, а новая власть всеми силами пыталась вычеркнуть имя Салазара из истории.
Так, новая власть переименовала любимое детище Салазара - подвесной мост между Лиссабоном и Алмаду. А еще через 40 лет в 2007 году, Антониу Де Салазар получил первое место в национальном опросе "великие португальцы". Земляки назвали его самым выдающимся португальцем всех времен.
Что же можно сказать в итоге? Для меня эта историческая личность обладает больше плюсами, нежели минусами. Он поднял с колен экономику, страна осталась нейтральной в самой большой мясорубке в истории - Второй мировой войне. Салазар не позволял себе излишеств, жил скромно. Да, у него были свои ошибки. Но он тоже человек, а значит, ничто человеческое ему не чуждо.
🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼🌼
Друзья, на этом позвольте закончить.
Не забывайте так же и о подписке на канал.
И до встречи на Дзене 🌼