Небольшая киноподборка фильмов, снятых "субъективной камерой". Иными словами, то кино, где точка зрения героя фильма и зрителя совпадают, а происходящее на экране мы наблюдаем глазами протагониста. Стоит отметить, что, если отбросить все фильмы в жанре "найденной пленки", где оператор является действующий лицом, а также отдельные субъективные сцены в более традиционных фильмах, подобного кино снято не так уж много.
Черная полоса (Dark Passage), 1947. режиссер - Делмер Дэйвс
В конце 40-х году вышло сразу два нуара, экспериментирующих с субъективной камерой. "Черная полоса" делится на 2 приблизительно равные части: в первой мы смотрим глазами героя, совершившего побег из тюрьмы; во второй - после пластической операции беглец обзаводится лицом Хамфри Богарта и начинается более традиционное кино.
Леди в озере (Lady in the Lake), 1947, режиссер - Роберт Монтгомери
В конце 30-х - середине 40-х Роберт Монтгомери был одной из крупнейших звезд Голливуда. Его имя даже печатали перед именем Джона Уэйна в титрах и на афишах. Но экранизация романа Рэймонда Чэндлера, которая стала для актера по-настоящему авторским проектом, серьезно подпортила репутацию Монтгомери в качестве кассовой кинозвезды. "Леди в озере" - это "крутой нуар", целиком снятый от лица главного героя, благодаря чему смотрится достаточно бодро спустя 75 лет после выхода.
Связной (The Connection), 1962, режиссер - Ширли Кларк
Экранизация пьесы экспериментального The Living Theater, осуществленная Ширли Кларк, которая вместе с Йонасом Мекасом и Стэном Брэкиджем стояла у истоков золотого века американского киноавангарда. Это один из первых фильмов, где оператор является полноценным героем истории, а персонажи знают, что их снимают. В центре сюжета один день из жизни нью-йоркской квартиры населенной джазменами, битниками и драгдиллерами.
Вход в пустоту (Enter the Void), 2009, режиссер - Гаспар Ноэ
Метафизический трип души главного героя по ночному Токио. Камера становится "зрением" бестелесного наблюдателя. Конечно имеет смысл задать резонный вопрос: может ли являться душа героем фильма? Для Гаспара Ноэ ответ на вопрос похоже утвердительный.
Хардкор, 2016, режиссер - Илья Найшуллер
Фильм, эксплуатирующий стилистику шутера от первого лица. Мое знакомство с жанром ограничивается двумя частями Half-Life и Return to Castle Wolfenstein, поэтому оценить насколько удачно был реализован замысел трудно. Но целевой аудитории в среднем "Хардкор" пришелся по нраву, да и с динамикой в фильме всё в порядке.