В ходе мая мы не только изучали теорию - но и активно узнавали практику! Мы задали вопросы про свои бизнес-активности, общественные инициативы, pet projects у активных участниц сообщества. Получилось искреннее, живо и глубоко.
Настя Ларионова, работает в корпоративном инвестиционном фонде "Трансмаш" и развивает свой бренд одежды NAAN. А также создает Предпринимательский клуб в рамках "Леди за омлетом"
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
По основной профессии я уже более 7 лет занимаюсь разного рода аналитической работой, оценкой инвестиционных возможностей (VC & M&A), разработкой стратегии. Я немножко «мастер на все руки». Люблю изучать технологические тренды, разбираться в бизнес-моделях компаний, и вообще получаю большое удовольствие от различной аналитической работы. Люблю изучать новое и расширять горизонты знаний, причем как «функциональных», так и «индустриальных».
В чем твои 10% предпринимательства?
Сейчас свое свободное время я занимаюсь созданием и развитием собственного бренда одежды с моей подругой-партнером. Мы хотели сделать бренд деловой и нескучной одежды для девушек, но грянул коронавирус, и все перешли на удаленку. Поэтому пока мы решили остановиться на концепции элегантной одежды со своей изюминкой и широкой палитрой оттенков, которую можно надеть как в офис, так и на прогулку с подругами.
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
В детстве у меня была мечта – стать дизайнером одежды. Однако, мои прагматичные родители решили, что не стоит делать на это ставку, и предложили мне начать с более понятной и практичной профессии, а не творческой. Так я пошла на экономический факультет ВШЭ, но не забыла свое увлечение.
Будучи еще студенткой вышки второго курса, я проходила курсы кройки и шитья и курсы моделирования одежды, поэтому я обладаю базовыми навыками и способна сама сделать изделие от начала и до конца. Не претендую на звание профессионала в этой области и не берусь шить наши изделия сама, для этого у нас есть надежные подрядчики. Однако, эти знания мне очень помогают в работе над проектом.
В целом я интересуюсь искусством и модой и пару лет назад проходила курсы по стилю, хотела расширить свои знания в стилизации, разобралась в разных стилевых направлениях и том, как сочетать разные вещи между собой. Те, кто знают меня лично, могут рассказать, что меня редко увидишь в скучном образе, и в моем гардеробе можно обнаружить довольно широкую палитру красок и фасонов и так было с самого детства)
В связи с этим создание своего бренда было довольно логичным для меня выбором. За одним ужином с подругой мы поняли, что хотели бы попробовать себя в этом и решили рискнуть.
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Некоторые коллеги знают, т.к. так или иначе в соц. сетях я иногда упоминаю о том, как прошли мои выходные на фотосъемках.
Думаю, что это личное дело каждого. Я не говорила, если спросят, то расскажу. Мой проект не является конкурентом моей основной работе, сферы кардинально разные, поэтому он – скорее приносящее небольшой доход хобби. Для меня это еще и способ профессионального развития, например, благодаря нашему проекту я стала лучше понимать, как работают конкретные инструменты маркетинга на практике, и мне это уже несколько раз пригодилось в основной работе.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
Пару лет до того, как я начала заниматься своим проектом, я уже совмещала работу с чем-то еще – на тот момент это было участие в волонтерских проектах и спорт. В команде с другими волонтерами мы сделали несколько проектов с благотворительными фондами. Это было похоже на проект в консалтинге, и он мог длиться 3-4 месяца. Мы довольно успешно с этим справлялись и так я поняла, что совмещать и попробовать вести что-то свое вполне возможно.
Своим проектом я занимаюсь в свободное время после работы и в выходные, в среднем выходит около 20 часов в неделю. Этого, конечно, немного, чтобы быстро двигаться к цели, но мы пока решили совмещать это с основной занятостью. Жертвую временем на отдых, по-другому тут никак, но надо отметить, я не страдаю от этого, т.к. работа над проектом дает мне драйв и энергию!)
Помогает еще тот факт, что нас двое, т.к. в таком бизнесе много процессов – мы разделили зоны ответственности, и таким образом на каждого приходится не весь груз, а только половинка. Обычно мы планируем задачи на неделю и на месяц, регулярно созваниваемся. Всё, что можно аутсорсить – аутсорсим и нанимаем профессионалов на конкретные задачи. Всё, где важен контроль и наша вовлеченность – делаем сами. Все можно успеть, главное правильно расставлять приоритеты.
Ася Акопджанян, руководитель юридического отдела и создатель своего агентства по сопровождению диджитал-бизнесов и ИТ-стартапов
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
По профессии я юрист и специализируюсь в сфере корпоративного права. Моя работа заключается в юридическом сопровождении бизнеса, стартапов, интернет - проектов, в том числе занимаюсь структурированием и сопровождением сделок.
В чем твои 10% предпринимательства?
В общении с клиентами и работе над тем, чтобы стать связующим звеном по юридическим вопросам - и все это как независимый эксперт, который создает инфраструктуру.
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
"10% предпринимательства" пришлись на период пандемии, когда у друзей и знакомых начались проблемы- и они меня начали привлекать по решению их задач. Так я поняла, что у многих стартапов имеются проблемы в правовом поле, мне стало очень интересно решать такие задачи в режиме asap. И зародилась идея делать свой юридический проект по сопровождению цифровых проектов.
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Часть моих коллег на работе знают - из моих рассказов. Я не предпринимала специальных усилий, чтобы предупредить руководство, так как объективно оценивала то, что я делаю все в срок и с высоким качеством.
Обязательно ли предупреждать на работе о своих личных проектах? Я думаю, что все-таки все индивидуально: есть компании, где жестко и строго пресекаются такие ситуации и они закреплены в трудовых договорах и во внутренних документах компании. Есть более лояльные компании... Во всяком случае ваша задача - не допускать пробелов на основной работе, равномерно распределять ресурсы.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
Важный вопрос о том, как все успевать :) Поначалу кажется, что в сутках очень мало времени, дальше - приходит понимание приоритетов... Спланировать каждый час своей жизни невозможно, что нам и подтвердила пандемия, но важно очертить минимум, который точно нужно сделать.
Мой день начинается от 6:45 до 07:00, далее я трачу время на рутинные процессы и ближе к 08:00 я начинаю отвечать на email, планирую встречи и задачи, проверяю задачи по проектам, которые нужно сдать в первую очередь, распределяю задачи внутри команды и начинаю сбор/поездку в офис и придерживаюсь тому графику, который я обрисовала себе утром. Подчеркну еще, что важно уметь делегировать и доверять своей команде.
Камилла Шин, работает PR-директором Selectel и развивает свой ювелирный бренд Circean jewelry (Instagram)
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
Моя основная профессия — креативный директор. А вот должности при этом бывают самые разные — PR-директор, креативный директор, маркетинг директор и тд. Общее во всех этих ролях, как правило, творческий подход, работа с информацией, проекты с большой степенью неопределенности и много-много общения с людьми.
В чем твои 10% предпринимательства?
В прошлом году я начала работать над первым собственным проектом — ювелирным брендом Circean Jewels. Это украшения с характером для тех, кому нравится необычная эстетика, что-то яркое, энергичное, непохожее на модные сегодня минималистичные бренды. Над брендом я работаю со своей подругой и соосновательницей — Викторией Пашковой.
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
До прошлого года я не занималась сторонними проектами, и никогда не думала о себе, как о предпринимателе, хотя и темой интересовалась и предпринимала попытки подойти к ней поближе. На тот момент я много работала на основной работе, и часто не могла даже выделить время на то, чтобы сходить в спортзал. В какой-то момент я очень устала, поняла, что уже не отличаю дни друг от друга и близка к тому, чтобы срываться на дорогих мне людей. Тогда я начала потихоньку двигаться к тому, что пока еще нельзя было назвать work-life balance, но можно было — началом заботы о себе и развитием собственных проектов.
Circean появился практически случайно. Летом 2020 года мы с моей подругой и кофаундеркой Викторией созвонились в закрытом на локдаун городе, жаркой пыльной Москве и решили, что готовы совершить еще одну попытку к тому, что мы предыдущие годы называли "наш проект". Проект этот, надо сказать, был всегда разным: то приложение, то дизайн-студия, то маркетинг-агентство. В этот раз Вика сказала, что мечтает о собственном бренде украшений, но пока что не понимает, как к этому подступиться. Я предложила попробовать. И тут все закрутилось само. Вдруг придумались первые идеи, а затем и сам бренд — его мы назвали в честь нимфы Цирцеи, которая жила себе одна на острове и творила свои разные дела, как могла.
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Да, конечно, мои коллеги знают о моем проекте, интересуются и подбадривают. На мой взгляд, собственные проекты работе не помеха. Pet-project развивает, дает возможность прокачать творческий навык в новом контексте, и в целом тонизирует, что позитивно отражается на всех сферах жизни.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
Для меня время работы над Circean — утро выходного дня, чаще всего, это воскресенье.
Как правило, мне нужно изучить какой-то определенный вопрос (как настроить онлайн платежи, какой конструктор сайтов лучше всего подойдет под наши задачи и тд), и/или написать тексты для социальных сетей. Так что, я предпочитаю сменить контекст на более деловой: например, отправиться в кафе и сесть поработать за столиком у окна — люблю, когда много света.
Пару часов пишу, затем созваниваюсь с соосновательницей проекта Викторией, и мы обсуждаем наши результаты недели и планы на следующую.
Для планирования использую что-то вроде спринтов: определяю список задач на неделю, и бронирую время под них в календаре. Как правило, в спринте 2-3 задачи. Мы заранее решили для себя, что готовы двигаться медленно, чтобы наши основные проекты получали достаточно внимания и чтобы не выгореть досрочно. Стараемся делать это без перерывов, так чтобы каждую неделю проект хотя бы немного, но двигался вперед.
Сейчас мы на этапе запуска сайта и сбора предзаказов. Первые образцы уже произвели, тестируем на себе, носим, проверяем на удобство и сочетаемость с разными луками.
Кристина Иванова, ведет M&A-дела в крупной корпорации и выстраивает карьеру преподавателя по профилю
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
Все просто - M&Aщик :)
В чем твои 10% предпринимательства?
Немного преподаю экономику (Кристина ведет целый курс по инновационной экономике в Вышке - прим.ред)
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
Меня к преподаванию логично привела кандидатская степень и постоянное взаимодействие с alma mater
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Кто-то из коллег знает, но в целом я не особо афиширую свою дополнительную деятельность. Преподавание - это, как правило, та деятельность, о которой не «стесняются» говорить на основной работе.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
У меня семинары только по субботам, вечером в будни после работы, подготовка материала/ проверка работ идет пару раз в неделю. Все хорошо совмещается, пока что!
Майя Петросян, работает в бьюти-среде и помогает родителям управлять кондитерским ателье Виолино
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
Я бы себя определила как Project manager-а или Универсального менеджера. Готова помочь по любому вопросу, например, оптимизировать процессы, найти нестандартное решение, наладить отношения с партнерами, побрейнштормить, организовать мероприятия, углубить свою экспертизу в любом направлении, если того требует бизнес.
В чем твои 10% предпринимательства?
Помогла родителям открыть кофейню-кондитерское ателье за пару месяцев до того, как пандемия ворвалась в нашу реальность. Пришлось узнать «всю кухню» ресторанного бизнеса, пообщаться с разными рестораторами и администраторами. Мой опыт в продажах и маркетинге очень помог. HoReCa - захватывающий, но сложный бизнес, постоянно требующий внимания и контроля. Уехать на Бали и руководить бизнесом удалённо не получится.
Также хочу в скором времени продавать через Instagram предметы интерьера из эпоксидный смолы и парфюмированные свечи ручной работы. Мой hand made
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
Захотелось монетизировать достаточно дорогое хобби :)
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Стараюсь не афишировать. Но в каких-то случаях можно рассказать, все зависит от ситуации. Главное - чтобы сторонние проекты не мешали основной работе, иначе придётся выбрать что-то одно.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
Пока хаотично, точно не 10% в день. Иногда посвящаю проекту все выходные, иногда не занимаюсь им несколько недель из-за ненормированного графика и усталости.
В моей идеальной картине мира нужно каждый день уделять хотя бы час. Либо делегировать работу другим. Пока что процесс не налажен, но все впереди!
Даша Губанова, строит маркетинг образовательных цифровых продуктов в StudyFree и управляет сообществом Girls Do IT
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
Я - Product Marketing manager в EduTech компаниях, моя основная задача - это находить product market fit. Я работаю преимущественно со стартапами в стадии роста и развития на международные рынки. Неопределенность, вызов, отсутствие настроенных процессов и желание завоевать рынок - это то, что драйвит меня в моей работе ;) Я считаю, что именно моя работа развивает во мне предпринимательские навыки.
В чем твои 10% предпринимательства?
Я основатель сообщества для девушек в IT - Girls do IT. Вместе с командой из нас четверых мы очень рады, что шаг за шагом мы создаем комьюнити, в котором мы помогаем делиться опытом и мотивируем тех, кто заинтересован в выборе IT/Digital в качестве своей карьеры. Что мы делаем: пишем полезные посты/статьи, проводим эфиры с девушками-профессионалами из IT/Digital, размещаем эксклюзивные вакансии проверенных компаний и также общаемся как онлайн так и оффлайн (в апреле у нас была первая годовщина!).
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
Мы начали с инициативы двух девушек — меня и Марины Петраковой, когда познакомились на First Women in Tech Hackathon в Латвии. Марина как член Riga Tech Girls уже на протяжении многих лет своим примером показывает, что не нужно бояться стереотипов и популяризирует сферу IT&digital для девушек в Латвии. Так родилась идея сообщества, которое бы помогало, поддерживало и вдохновляло девушек из России на карьеру в IT/digital.
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Да, обязательно! Мои коллеги даже просят меня размещать наши вакансии в сообществе, а недавно мы наняли первую девушку-разработчицу к нам в команду. Мои 10% очень тесно связаны по скиллам и сфере работы с моей профессией, поэтому я свой проект не скрываю. Кроме того, это отличный шанс - попробовать что-то на своем проекте прежде чем рисковать бюджетом и ресурсами на основном месте работы.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
Это бывает очень сложно :) Для начала равномерной нагрузки работа-проект-личная жизнь изо дня в день быть не может. В какую-то неделю у меня в фокусе стоит только основное место работы, следовательно другие сферы проседают, а в другие наоборот. Здесь вопрос приоритета, что важнее - посмотреть сериал или сделать эфир в сообществе? Расставляя фокус и приоритеты на неделю, я контролирую время на выполнение задач. Также в сообществе нас все-таки четверо, и часть задач находится на плечах моих единомышленниц.
Оля Дробышева, анализирует бизнес у ведущего автодилера и пишет как фрилансер статьи и интервью на бизнес-темы
Какая твоя основная профессия? Как бы ты себя определила?
Пока что в поиске. Надеюсь, основной профессией будет “инженер бизнес-процессов и бизнес-аналитик”
В чем твои 10% предпринимательства?
Я на 10% журналист-интервьюер. Мне нравится общаться с людьми, кейсы которых считаю интересными. И чтобы это было не просто сотрясание воздуха, конечным продуктом разговора является опубликованное интервью. Кстати, хочу в будущем написать книгу по кейсам своих же интервью.
Как ты начала заниматься сторонним проектом?
Во время пандемии у меня не было основной работы, но было много свободного времени и мечта публиковать полезные материалы – интервью с крутыми спикерами. И я начала пробиваться к этим спикерам + к представителям СМИ.
Знают ли твои коллеги о твоем деле? Как считаешь, нужно ли заявлять на основной работе об этих 10%?
Маленькая часть коллег знает об этих 10%. Просто я делюсь радостью от публикаций и полезной информацией из интервью с теми, с кем хорошо общаюсь.
Но вот руководителям об этом заявляю. Они должны знать, какие у меня способности, чтобы мы вместе придумали пути их эффективного использования на основной работе.
Как ты совмещаешь основную работу с проектом?
- Я переключаюсь между основной работой и работой над проектом. Рано или поздно ты устаешь/теряешь интерес к тем или иным задачам. Для мозга идеально в такие моменты переключаться на что-то другое. Желательно на деятельность, радикально отличающуюся от той, от которой ты устал. Вот я так и делаю. Переключаю мозг.
- Я стараюсь выделять в своем графике на месяц “горячие” дни на основной работе. Для работы над проектом я использую “холодные” дни, т.е. я спокойна на основной работе и могу погрузиться в мысли о проекте.
Понимаю, что не всегда получается заранее предугадать “горячий” период, но нужно стараться. И, как правило, когда ты заранее планируешь, твои коллеги и контрагенты подстраиваются под тебя.
Думайте об этом так: весь месяц будет хаос. Ваш руководитель всегда занят. Ваши коллеги – тоже. Но в ваших силах самому прикинуть, когда у вас будет “завал”, а когда – “отходняк”. Как только вы запланируете эти периоды в собственном календаре, вы будете настраивать остальных на свою волну. Вот увидите, они действительно будут подстраиваться.
- У меня есть road map по моему проекту с интервью. Срок планирования – примерно 3-4 месяца. И каждый месяц я стараюсь ее актуализировать. Конечно, я сильно завишу от спикеров и их расписания (которое все время меняется), но тем не менее, я примерно представляю, когда у меня будет “горячий” период по работе над моим пет-проектом. Имея это представление, я могу планировать “горячее” и “холодное” время на основной работе.
Пандемия преподнесла нам урок – твои планы могут в одночасье полететь к черту. НО это не значит, что нужно вовсе отказаться от планирования. Я восприняла это скорее так: планируй, но будь готов, что твои планы могут в одночасье полететь к черту. И если это случится, просто поменяй их.
Смысл в том, что не нужно опускать руки и впадать в панику, если что-то (или вообще всё) идёт по бороде. Просто двигайся дальше, меняй свой курс, не изменяя себе.