IT-гиганты: фокус на доступности. Как формируется поляризация общества. Как преуспеть в математике. Что не так с конференциями в пандемию.
Доступность и инклюзивность
Главными драйверами нового опыта сегодня являются именно технологические IT-компании. Очевидно, но подумайте, что за этим стоит. Каждый раз, когда вы используете какое-то приложение, сайт, надеваете шлем виртуальной реальности или усаживаетесь за консоль, вы взаимодействуете с системой, созданной в соответствии с лекалами и требованиями одной из небольшого числа IT-компаний. Именно на них сегодня ложится нагрузка и ответственность заложить в такие решения доступность (или не делать этого).
И, если раньше это было делом социальной ответственности и изредка следования нормированным требованиям, то сегодня это все больше вопрос позиционирования бренда в ответ на острый социальный запрос. В гонке за доступность и инклюзивность от западных IT-компаний требуется прямой ответ, подкрепленный действием на опережение.
Поэтому когда сразу после конфереции Google IO ключевые конкуренты компании выпускают материалы по доступности / инклюзивности (ставшей одной из сквозных тем), это не просто синхронизация в общем информационном поле, это работа на имидж. Хей-хей, мы тоже в теме: смотрите.
❤️ Команда дизайна Facebook напоминает, что "А — это Access" (доступ). В интервью Ramay R., продуктовый дизайнер компании, рассказывает , как она работает над инструментами для собственных сотрудников. Главный фокус сегодня — сделать более доступной работу с дизайн-системой Facebook.
Из интервью можно вынести несколько черт, характерных для всей индустрии:
— Люди приходят в инклюзивность через личную трагедию: Рамая занялась темой доступности из-за особых потребностей своего ребенка. Доступность вообще плохо получается из-под палки, будучи навязанной; должно произойти культурное изменение в команде, когда люди будут понимать, зачем это нужно и как это работает.
— Триада "ситуационного, временного, постоянного" ограничения, продвигаемая последние лет пять командой Inclusive Design Microsoft, Kate Holmes и другими специалистами находит все больше признания на рынке. Доступность — это уже не только про результат, но и про постоянные усилия (процесс) в эволюционирующих условиях. На рынке формируется общее методическое поле.
Дополнительное чтение: A Blueprint for Designing Inclusive AR/VR Experiences.
❤️ Исследовательская команда Microsoft напоминает о "социальном" понимании термина "доступность" (как несоответствии возможностей и требований) и рассказывает о свежих исследовательских работах на эту тему: 1) PeopleLens — прототипе умного шлема, подсказывающем слепому ребенку имена людей в физическом пространстве вокруг; 2) ASL Sea Battle — прототипе игры для сбора и разметки данных (для языков жестов); 3) исследованиях разрыва между "богатым ресурсами глобальным севером" и "глобальным югом" через призму использования слепыми людьми более доступных устройств на Android и анализ преподавания компьютерных наук слепым студентам, в том числе с использованием цифровых игр.
Вообще, тема инклюзивности в целом является много лет одним из ключевых фокусов внимания CEO компании Сатьи Наделлы, причем тоже искренне и через личную трагедию. Паттерн.
Под этим углом зрения можно рассматривать многие прорывные инициативы Microsoft. Например, анонсированный на Билде проект использования GPT-3 внутри Power Apps для создания приложений — это не только классный технологический кейс, “потенциально ставящий под риск профессию разработчика” (нет), но и блестящий кейс по доступности, снижающий входные требования к пользователю: теперь твой интерфейс — это не язык программирования, а обычный текст. Просто напиши, что ты хочешь.
Кстати, отдельного уважения заслуживает встраивание в видео функций транскрибации, перевода на множество языков и даже интеграцию языка жестов (но американского).
❤️ Тема доступности, конечно, шире мира технологических компаний. Вот Inc., например, рассказывает, что, вероятно, ваша реферальная программа для поиска сотрудников идет в разрез с вашим фокусом на разнообразие (если он у вас есть) [3].
— Статистически, использование реферальных механизмов показывает себя хорошо с точки зрения успешности найма. Это вообще один из лучших способов поиска новых сотрудников.
— Проблема в том, что в большинстве случаев сотрудники приглашают кандидатов, похожих на них самих. Это естественное следствие устройства социальных сетей. А еще это характерный пример "структурного расизма".
— Как выход, вам нужно внимательнее посмотреть, через каких сотрудников к вам приходят рефералы, и подумать над расширением программы наружу организации.
Я знаю, что многие люди, которые читают мои посты про доступность и инклюзивность, не то, чтобы не согласны с ними совсем, но точно видят в отдельных инициативах, акцентах и утверждениях “перегибы”. Характерный пример: наше обсуждение кейса IDEO.
Многие задаются вопросом (на самом деле, нет — просто пропускают посты), зачем я об этом пишу в потоке новостей “про будущее, дизайн и технологии”.
Так вот история слишком простая, чтобы ее легко объяснить. D&I — и есть движок будущего.
Мозг и поляризация
В прошлом выпуске рассылки вы узнали, что структурно мозг людей разных полов не различается. Тем не менее, мы же прекрасно знаем, что есть люди, которые непримиримо не могут договорится, есть люди, которые в одной задаче даже при схожих программах обучения показывают разные результаты. И много еще таких историй про различия.
Ученых давно волнует вопрос, как такие различия формируются, и у них постепенно формируется корпус кейсов, описывающих такие процессы разделения и расслоения общества. Вот две свежие истории.
🧠 Левые и правые. Команда из Брауновского университета (США) исследовала вопрос различия восприятия информации между либералами и консерваторами и формирования двух лагерей мнений. Выяснили, что:
— Формирование крайних сторонников коррелирует с неприятием неизвестности в обычной жизни. Чем больше человек не любит, когда непонятно, тем более вероятно, что будет занимать более полярную политическую ("черно-белую") точку зрения.
— Что у либералов, что у консерваторов: у ярко выраженных сторонников в мозгу происходит "синхронизация" в ответ на политические стимулы. Сторонникам одного лагеря становится проще договориться друг с другом. Но "синхронизация" (паттерн мозга) у либералов и консерваторов выглядит по-разному, поэтому друг с другом в провоцирующей дискуссии они не договорятся.
— Важно, что такой поляризованной реакции не наблюдается в ответ на не-политические видео или видео с нейтральной подачей информации. То есть поляризация происходит именно в ответ на соответствующий стимул.
В общем, чем больше неопределенности в обществе и чем больше поляризующих политических поводов вбрасывается в это общество (привет политическим ток-шоу), тем больше оно поляризуется. Подозреваю, что верно и обратное: если перед вами человек с пеной у рта говорит про политику, то скорее всего, он терпеть не может неопределенность.
🧠 Математика. Команда из Каролинского университета (Швеция) исследовала влияние разных типов обучающего контента на развитие математических навыков в массивном эксперименте на 17000 детях в возрасте от шести до восьми лет:
— Известно, что в целом упражнения на пространственную интуицию показывают связь с успехами в науке, технологиях, инжиниринге и математике. Но в отношении конкретных типов упражнений данные разнятся.
— Исследователи случайным образом разделили выборку на группы, каждая из которых шла с фокусом на свой набор упражнений: задачи на вращение (2D-повороты в памяти и паззлы танграм), визуальную память или пространственную невербальную логику.
— Дети, упражняющиеся в работе с задачами на логику и визуальную память, улучшают свои навыки в математике лучше, чем дети, сфокусированные на упражнениях пространственных вращений.
— Конкретный результат от упражнений может в три раза отличаться от одного человека к другому. Поэтому ученые отмечают, что упражнения улучшают ситуацию относительно индивидуальной базы школьника и в целом, но у всех в разной степени.
Важность этой работы не только в прикладном результате, но и в том, что шведские специалисты поспользовались условиями пандемии для проведения масштабного исследования школьного образования. В основе тестирования лежит специально разработанное приложение. Казалось бы, вот она: основа развития школьного образования — быстрые A/B тесты и массовая раскатка. Но сможет ли эту тему подхватить педагогика - вопрос.
Традиционные форматы
На этой неделе прошла традиционная конференция Microsoft Build. Про кейс с GPT-3 я описал выше, все анонсы собраны в книге новостей. Остановлюсь на рефлексии момента и формата:
— Большинство ИТ-вендоров делают для своей аудитории (партнеров, пользователей, разработчиков и т.п.) ежегодные конференции. Традиционно, это не только повод всем собраться и “зарядиться”, но и момент, к которому приуручены важные анонсы. С Build когда-то давно, во времена запуска Windows 8 и первые годы развития Azure, это так и было.
— Со временем, но еще до пандемии (это важно для рассказа), стало понятным, что несколько обстоятельств поменялось. Во-первых, оказалось, что анонсы продуктовые можно отделять от разработческих и в целом их делать отдельным инфоповодом с точечной отработкой со стороны медийщиков и пиарщиков. Во-вторых, с переходом на много-стадийный цикл выпуска ИТ-продуктов (привет DevOps и Agile), оказалось, что все новости уже не новости: все уже понятно по альфа-бета-версиям, которые к тому же случаются… ну тогда, когда это созрело, а не в день конференции. Отсюда привязка к конференции других анонсов (ну что бы было что анонсировать): запуск ассоциаций, партнерств и т.п. В-третьих, благодаря соцсетям, гитхабу и другим инструментом оказалось, что инженеры и их менеджеры могут вести прямой диалог с разработчиками по ту сторону не только в день конференции, но и в любое время года. Это раньше конференция была уникальной возможностью увидеть того самого инженера, который сделал вот ту классную штуку. А теперь ты с ним переписываешься на гитхабе, как с другом Васей в фейсбуке.
— Но по привычке, по традиции, по накатанной, и по причинам выделенных эвент-бюджетов и существования эвент-команд, конференции продолжали и продолжают проводить. Потом пришла пандемия и выяснилось, что так продолжаться не может, потому что просто нельзя (но не потому что “мы так больше не можем”).
— Что сделали IT-компании? Правильно, они пошли в онлайн и расчехлили свои вебинарометы. Но что получилось в итоге: догадались, что надо сжимать время (нормой стали получасовые киноты), но не смогли сжать информационный поток. Норма пользы в минуту осталось той же, а то и меньше. Из зала неприлично было убегать, а тут можно просто выключить. Поэтому в онлайне появились элементы “шоу”, развлечения — и вот уже передо мной на экране в креслах сидят два инженера и травят байки (но не “из склепа”). В результате я вместо “актуализованной информации” получаю актуальные размышления на тему актуализированной информации. Жеванную жвачку без основого продукта. При этом компания старается искусственно сохранить “эффект конференции”: вот вам сетка с расписанием по слотам (хотя многие видео предзаписаны), вот вам “повторы” по часовым поясам, и вот вам даже живые слоты, в которых вы можете задать вопросы. Ой, ну и вот вот вам форма регистрации в 15 полей (шутка ли! на F8 от Facebook нельзя взять и просто зарегистрироваться с логиком Facebook, и это в 2k21!).
— Есть ли свет в конце? Да, есть. Например, Figma, наступив на многие из описанных выше граблей, не забыла, что в роликах на Youtube прилично прописывать тайминг основных тем, чтобы слушатель смог легко перепрыгнуть. Например, упомянутая выше Microsoft, добавляет к видео автоматические субтитры и перевод. Например, Google сделала к своему Google IO виртуальный кампус, в котором можно бродить и взаимодействовать. Поэтому однажды, я верю, станет нормой выложить все доклады сразу без искусственных сеток, как это делает с сериалами Netflix. Поэтому однажды “доклады” разделятся на относительно профессиональные дискуссии, вполне воспринимаемые чисто в аудио-жанре, и сжатую подачу информации без размусоливания. Поэтому однажды, станет нормой, что разработчики обсуждают доклады примерно там же, где они обсуждают продукты и код.
---
Кстати, что основной поток новостей, о которых я пишу в рассылке, можно-также получать в оперативном режиме в Telegram-канале Quantum Quintum. А если вам удобнее получать новости в почте, есть почтовая рассылка.