Существует два понятия, которыми можно описать любую социальную (не только социальную, а вообще любую в принципе) «эпидемию» — «заразительность» и «прилипчивость».
Заразительность — это функция посланника идеи или мысли, прилипчивость — это свойство самого послания. Заразительность больше про то, как ты решил попробовать что-то первый раз, как тебе это продали или впарили, а прилипчивость — это про то, как ты связал свои (или навязанные обстоятельствами или людьми) приятные эмоции с тем, что тебе впарили. Отличный пример — сигареты. Условно есть 3 категории людей:
- те, кто их не пробовали и не попались или не поддались эффекту заразительности
- другие пробовали, но не стали курильщиками (повелись на заразительность, но их не «зацепило»)
- и… третьи — те, кто повёлся на заразительный пример и для кого были созданы «идеальные условия» для того, чтобы связать своё отличное настроение и прочие позитивные обстоятельства с новым опытом курения. Как правило, эти люди стали заядлыми курильщиками.
Определения прилипчивости и заразительности ввёл М. Гладуэлл, проводивший исследования на тему привычек и возникновения социо-культурных течений, влияющих на конкретного каждого человека в том социуме, в срезе которого происходит (само)исследование. Анализируя эту простую схему создания привычки, можно с лёгкостью избавляться/приобретать те привычки, которые ты сам хочешь в себе активно развивать. Главное помнить, что «зацепят» тебя только те из них, которым ты сможешь создать сильный эффект прилипчивости.
Помнишь ли ты, как закурил свою первую сигарету?
Смог ли ты в итоге преодолеть эффект прилипчивости этой пагубной привычки?