В этом году Верхнему Александровскому саду исполняется 200 лет. Он был открыт в 1821 году по распоряжению императора Александра I, первым из трёх Кремлёвских садов, позднее, после коронации Александра II в 1856 году, переименованных в Александровские. Верхняя часть сада, протяжённостью 350 метров, от Угловой Арсенальной до Троицкой башни, была спроектирована Осипом Бове. Все три сада - Верхний, Средний и Нижний - создавались в честь победы в Отечественной войне в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Сейчас все три сада объединены одним парковым зелёным массивом, и называются просто Александровским садом.
Сады создавались с 1819 по 1823 год. На акварелях художников XIX века можно рассмотреть, как выглядели сады в их первозданном виде.
В 1820 году по проекту Осипа Бове в центре Верхнего сада у Средней Арсенальной башни Кремля возвели грот "Руины", который также называют "Итальянским гротом". Эта полукруглая арка, внутри которой установлены ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами, построена из разрушенных французской армией московских домов и каменных ядер. Лестница в южной части грота ведёт к скульптурам двух львов. В XIX - начале XX века в Гроте по выходным играл полковой оркестр и устраивали аттракционы.
В 1913 году в честь 300-летия царствования Романовых возле главного входа в сад был установлен Романовский памятник-обелиск архитектора Сергея Власьева. Четырёхгранную стелу венчал двуглавый орёл, под обелиском располагались лев с мечом и щитом, герб и имена Романовых, а также гербы княжеств и губерний Российской империи. По окончании Октябрьской революции обелиск видоизменили и переименовали в "Памятник революционерам и теоретикам социализма". Из композиции убрали царскую символику, имена Романовых сменили на имена революционных деятелей, появились надписи: "Пролетарии всех стран соединяйтесь" и "РСФСР". В 1966 году обелиск переместили в центральную часть Верхнего сада рядом с гротом "Руины". В 2013-м при реставрации обелиску вернули первоначальный вид.
Фотографии с гротом "Руины" сделаны в сентябре 2012 года, виды обелиска сняты в ноябре 2013 года, а тюльпаны в Александровском саду мы снимали от ограды 7 мая этого года.
Тюльпаны в Александровском саду во всей красе можно рассмотреть в моём фотоотчёте "Цветущая Москва".
Фотографии с Вечным огнём сделаны в августе 2020 года, после смены караула, которая регулярно проходит у Могилы Неизвестного солдата с 12 декабря 1997 года, с тех пор, как там установили Пост № 1. Почётный караул военнослужащих Президентского полка стоит у Вечного огня с 08:00 до 20:00.
Вечный огонь у Кремлёвской стены горит с 8 мая 1967 года. Его зажгли от факела, привезённого с Марсова поля из Санкт-Петербурга. Герой Советского Союза - Алексей Маресьев принял факел и передал его Леониду Брежневу, который зажёг огонь в центре звезды на мемориале. В самом центре мемориала выбита надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен". На надгробной плите расположена бронзовая композиция из солдатской каски, лавровой ветви и боевого знамени.
В Могиле Неизвестного солдата перезахоронены найденные в братской могиле под Зеленоградом останки красноармейца, погибшего в 1941-м при обороне Москвы. Слева от Могилы находится стена из малинового кварцита с надписью: "1941 Павшим за Родину 1945", справа - гранитная аллея с двенадцатью отдельными блоками из тёмно-красного порфира, на каждом из которых указано имя города-героя, размещено изображение "Золотой звезды", а внутри блоков - капсулы с землёй.
Перед Днём Победы в Александровский сад приезжают разные делегации, чтобы возложить цветы к Могиле Неизвестного Солдата.
7 мая мы были свидетелями подобного мероприятия, организованного международным клубом байкеров. Видимо, их акция была согласована с городскими властями, поскольку байкеры, припарковавшиеся у Исторического музея, беспрепятственно прошли в Александровский сад к Вечному огню. Для всех остальных эта часть сада была тогда закрыта, так что в Верхний сад 7 мая нам пройти не удалось.
Выбраться в Александровский сад ещё раз получилось только во второй половине мая. Тюльпаны к тому времени уже почти все отцвели, но зато расцвели роскошные кусты сирени. Особенно пышно сирень цвела напротив Манежа, около скульптурно-фонтанного комплекса, созданного в Александровском саду при реконструкции Манежной площади в 1996 году. До сих пор ходят слухи, что на этом участке выведена на поверхность Неглинка. На самом деле, в этих фонтанах циркулирует водопроводная вода, которая к Неглинке не имеет никакого отношения. А река Неглинка, спрятанная в коллектор в 1817-1819 годах, благополучно течёт под землёй.
Сразу после открытия скульптурно-фонтанного комплекса у художественных критиков возникла масса претензий к коням Церетели и его скульптурам сказочных персонажей. Я себя к профессиональным скептикам не причисляю, поэтому вполне терпимо отношусь к скульптурам Зураба Церетели.
"Герои сказок" Церетели, по-моему, вполне гармонично вписались в ландшафт паркового комплекса, и украсили Александровский сад.
Есть в Александровском саду и более солидные монументы, в их числе - памятник патриарху Гермогену, о котором я подробно рассказывала в своей статье "День народного единства и роль патриарха Гермогена в истории России". Этот памятник тоже воспринимается неединодушно. Не все критики его одобряют.
Порой можно услышать совершенно диаметральные мнения по поводу того, какие скульптуры уместно устанавливать в Александровском саду. Радикально разделились мнения гражданского общества и в вопросе о том, какие исторические символы сейчас уместнее - двуглавые орлы или рубиновые звёзды.
На ограде Александровского сада, как и на Романовском обелиске, и на Историческом музее красуются двуглавые орлы, а на самых высоких башнях Кремля - рубиновые звёзды.
Рубиновая звезда на Троицкой башне была установлена вместо двуглавого орла в 30-е годы XX века. В 2015 году звезду на башне обновили, заменив в ней лампу на 5000 ватт на энергосберегающую. Про Троицкую башню можно прочитать в одной из моих статей, в которых я подробно рассказывала о самых знаменитых башнях Кремля.
Напротив Троицкой башни в Александровском саду стоит серый каменный павильон, из которого явственно слышится шум воды. В 1830-х годах в Верхний Александровский сад был проведен Мытищинский водопровод, оканчивавшийся у Троицкого моста фонтаном, сделанным в виде павильона; из него лишняя вода стекала в реку Неглинную. Похоже, это именно тот павильон. Но хоть он и стоит на участке старого подземного русла, но, говорят, что журчащая под ним вода сейчас не сообщается с той, что течёт в коллекторе Неглинки.
Диггеры уверяют, что в современную Неглинку, заключённую в трубу, сейчас не попадает ничего, кроме родниковой воды, которую можно пить. Трудно поверить в то, что чистота коллекторной воды идеальна. Впрочем, всё может быть, хотя раньше Неглинка была довольно зловонной рекой - перед тем, как она была заключена в трубу. Известно, что запруды, которые образовывались в нижнем течении Неглинки, носили название "поганых". Возможно, именно удобренная почва, образовавшаяся в русле Неглинки, сейчас так способствует пышному цветению сирени в Александровском саду.
О том, что на месте Александровского сада протекала Неглинка, напоминает Троицкий мост - монументальный памятник и старейший из существующих московских мостов. Троицкий мост над руслом Неглинки был построен в 1516 году по проекту итальянца Алевиза Фрязина вместе с основной частью сооружений современного Кремля. При перестройке моста в 1901 году из 9 арок в нем заложили все, кроме одной - центральной. Последний раз мост реставрировали в 2000 году, когда обложили его новым облицовочным кирпичом.
Множество различных решёток и люков в Александровском саду закрывают разветвлённую систему ливневых сбросов.
В 2013 году, к 190-летней годовщине со дня основания Александровского сада в нем появились памятные полимерные люки. Через два года весь Александровский сад будет отмечать уже своё 200- летие. Возможно, этот юбилей будет как-нибудь отмечен городскими властями.
В 1872 году по случаю 200-летия со дня рождения Петра I в Александровском саду была проведена Политехническая выставка. По замыслу организаторов выставки, она должна была широко показать "начала и научные основания мастерства или производства со всеми новейшими усовершенствованиями, чтобы русский мастер, рабочий, кустарь или предприниматель сами бы смогли самостоятельно идти вперед и проявить свои изобретательские способности". Выставка имела огромный успех. К её открытию было приурочено появление первой в Москве конки, построенной военным ведомством. Конка ходила от Красной площади до Тверской заставы, но об этом я расскажу в другой своей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.