Найти тему
Регина Молчанова

Грызть гранит

Друзья, сегодня расскажу о том, как я получала второе высшее образование. Дело было так. Окончив исторический факультет МГУ, я устроилась на работу в банк. Разумеется, на самую низшую ступень, которая только была возможна - я получила работу секретаря большого управления. Босс у нас был американец, поэтому рассматривались только владеющие английским языком кандидатуры. У босса была помощница - она вышла на работу тремя днями раньше меня, старше была на три года и тоже окончила МГУ, но экономический факультет. Мы с ней не были знакомы по учебе, по работе же и по жизни отлично поладили. 

В банке мне работать чрезвычайно понравилось, и я поставила себе цель - через год получить позицию специалиста. Один умный человек (который меня на эту позицию ровно через год и взял) сказал мне мудрое слово: если я хочу работать в этой сфере, необходимо получить профильное высшее образование, иначе все двери будут для меня закрыты. К мудрому слову я прислушалась и через год стала студенткой Финансового университета.

Сложно ли было получать второе образование без отрыва от работы? Ещё как. Форма обучения мной была выбрана очно-заочная: 50 дней в году (включая выходные), разбитых на три сессии: одна только лекционная, две - с зачётами и экзаменами. От работы я практически не отрывалась - договаривалась на сдачи после работы или в выходные дни, лекции брала у сокурсников. Меня с работы просто не отпускали. Потому что мне предложили занять позицию специалиста на декретной ставке, но фишка была в том, что в декрет ушли сразу двое, а мне одной фактически пришлось выполнять объём работы за двоих. И вот получается, я и на работе пахала, и гранит науки отчаянно грызла. Бывало очень тяжело.

Высшую математику по субботам читал (он же потом и принимал) знаменитый профессор Наум Кремер, автор учебников по высшей математике почти для всех экономических вузов страны, принципиальный, не прощавший студентам только одного - явного пренебрежения предметом. Если видел, что студент старается, пусть хоть и не очень одарён - поддерживал. Мне же после гуманитарного класса и первого гуманитарного образования было так тяжело с этой охапкой всевозможных дисциплин от высшей математики до матстатистики, что пришлось взять "персонального тренера", с которым я занималась по воскресеньям. Все учебники я решила купить, чтобы они у меня остались, не стала брать в библиотеке.

Сначала я пыталась заниматься с математиком после работы, но не выдерживала нагрузки - помню, что один раз уснула прямо за столом на учебнике (Кремера), а мой "тренер" будить меня не стал и терпеливо ждал, когда я проснусь сама. Я отлично выспалась, но после этого перешли на воскресные занятия. Хорошо, что я тогда была молода и сильна и выдерживала такой режим. Моя дипломная работа по портфелю ценных бумаг (я его полностью смоделировала, не стала брать реальные материалы) вызвала восторг у приёмной комиссии, и мне тут же выписали направление в аспирантуру. Конечно, заманчиво выглядела перспектива украсить визитку тремя буквами «к.э.н.», да что-то уже запала не хватило. Так что по первому образованию я историк, а по второму - экономист.

В банковской системе Российской Федерации я отработала 20 лет, после чего ушла в 6-месячный творческий отпуск и за две недели до локдауна вышла на работу в совершенно новую для себя сферу. Так жизнь написала новую главу моей трудовой биографии. 
Мои учебники хранятся в моей библиотеке на родительской квартире. Фото сделано автором и принадлежит автору.
Мои учебники хранятся в моей библиотеке на родительской квартире. Фото сделано автором и принадлежит автору.