Найти в Дзене
Анна об искусстве

Настенные росписи о сталинских репрессиях, которые я обнаружила в петербургских катакомбах

О настенных росписях художника Адама Шмидта в катакомбах церкви Петрикирхе на Невском проспекте. Гуляла я по Невскому и вдруг очень захотелось зайти в церковь Петра и Павла. Тем более что двери его были призывно открыты, внутрь входили и выходили люди, а у меня не было дальнейших планов. И очень благодарна я такому, возможно, божественному наитию. В храме находится самый большой орган в Петербурге и регулярно проходят концерты органной музыки. Из-за этого я, к сожалению, не попала внутрь самого храмового пространства - шла репетиция вечернего концерта. Если хотите посмотреть орган, то приходите на богослужение, концерт или экскурсию. Мне как-то рассказывали о том, что под храмом находятся катакомбы, в советское время здесь был бассейн, и даже чаша его сохранилась до сих пор. Сложно было все это представить, но очень хотелось. В катакомбы я и отправилась. И мне очень повезло: там как раз шла экскурсия! Сами катакомбы очень интересные: ощущаешь себя и правда среди каких-то старинных руи

О настенных росписях художника Адама Шмидта в катакомбах церкви Петрикирхе на Невском проспекте.

Гуляла я по Невскому и вдруг очень захотелось зайти в церковь Петра и Павла. Тем более что двери его были призывно открыты, внутрь входили и выходили люди, а у меня не было дальнейших планов. И очень благодарна я такому, возможно, божественному наитию.

Лютеранская церковь Петра и Павла по адресу Невский пр., д. 22-24.
Лютеранская церковь Петра и Павла по адресу Невский пр., д. 22-24.

В храме находится самый большой орган в Петербурге и регулярно проходят концерты органной музыки. Из-за этого я, к сожалению, не попала внутрь самого храмового пространства - шла репетиция вечернего концерта. Если хотите посмотреть орган, то приходите на богослужение, концерт или экскурсию.

Мне как-то рассказывали о том, что под храмом находятся катакомбы, в советское время здесь был бассейн, и даже чаша его сохранилась до сих пор. Сложно было все это представить, но очень хотелось. В катакомбы я и отправилась. И мне очень повезло: там как раз шла экскурсия!

Сами катакомбы очень интересные: ощущаешь себя и правда среди каких-то старинных руин, которые к тому же раскрашены современными художниками: американским неоэкспрессионистом Мэттом Лэмбом совместно с учащимися художественных школ Петербурга.

В катакомбах проходят выставки и даже театральные представления - настоящее арт-пространство с мистическим антуражем.

Я без задней мысли присоединилась к экскурсии, группа как раз поднималась по узенькой лестнице куда-то вверх. Оказалось, там и находится чаша бассейна, и мы оказались прямо в ней!

В группе экскурсантов даже оказались люди, которые бывали в этом бассейне, который находился здесь с 60-х до начала 90-х годов. Интересно, что при восстановлении храма сохранить наследие советской истории хотели именно немцы, считая, что церковь существует во времени. Российская же сторона советское прошлое такого рода хотела вырвать с корнем.

Но убирать бассейн оказалось опасно и с инженерной точки зрения. Его просто перекрыли, сократив таким образом высоту молельного зала примерно на 4 метра. Сейчас бассейн используют тоже как арт-пространство, здесь проходят выставки, лекции и другие мероприятия.

Но название статьи говорит о том, что меня заинтересовало больше всего совсем не это. А росписи, которые показал нам экскурсовод в самом конце экскурсии. Принадлежат они кисти советского немца Адама Шмидта и посвящены тяжелой судьбе советских немцев в годы сталинских репрессий и войны. Находятся они тоже в катакомбах, но подальше от входа, в своеобразной капелле.

Роспись в капелле катакомб Петрикирхе. Репрессии 1937-38 гг.
Роспись в капелле катакомб Петрикирхе. Репрессии 1937-38 гг.

Написаны они были художником в 2007 году по личным воспоминаниям, что, конечно, делает их живописной летописью тяжелейших лет советского периода.

Первая роспись рассказывает о 1937 годе, когда начинаются репрессии против российских немцев. В ходе террора тогда было арестовано больше 60 тысяч человек, казнено - более 40 тысяч.

Роспись в капелле катакомб Петрикирхе. Разрушение храмов.
Роспись в капелле катакомб Петрикирхе. Разрушение храмов.

Кстати расстрелян в 1937 году был и пастор Петрикирхе Пауль Райхерт вместе с сыном. Тогда же была закрыта и церковь. Адам Шмидт изобразил на следующей росписи момент разрушения одного из христианских храмов - это обобщенный образ разрушительной антицерковной политики советской власти.

Роспись в капелле катакомб Петрикирхе. Поезд в эвакуацию.
Роспись в капелле катакомб Петрикирхе. Поезд в эвакуацию.

Сам Адам Шмидт жил в семье немцев-лютеран в Ново-Саратовской колонии под Петроградом. Он родился в 1921 году. Здесь же, в Ленинграде, он провел и первую блокадную зиму 1941-42 годов и участвовал в оборонных работах. Весной 1942 года выживших депортировали. Семью Шмидта отправили в Красноярский край.

На одной из росписей изображен товарный вагон, в котором везли до места. Сам художник вспоминал, что ехали они в этих вагонах 27 дней, и "это было ужасно".

Росписи в капелле катакомб Петрикирхе. Работы на лесозаготовках.
Росписи в капелле катакомб Петрикирхе. Работы на лесозаготовках.

Депортированные немцы были объединены в так называемые рабочие колонны - трудармии. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках. Тяжелые труды своих близких изобразил художник в одной из росписей.

Росписи в капелле катакомб Петрикирхе. Богослужение
Росписи в капелле катакомб Петрикирхе. Богослужение

Одна из росписей рассказывает о тайной жизни депортированных. Несмотря на запреты и опасность наказания, верующие собирались на богослужения. На росписи изображены молящиеся в темных одеждах - чтобы спрятаться, остаться незамеченными, и двое человек, которые держат Причастие и исполняют роль пастырей.

Службу приходилось вести мирским чином, многие пастыри были репрессированы, попали в лагеря или были казнены. Но это не мешало верующим продолжать молитву и участвовать в таинствах, сохраняя связь с Богом и свою веру.

Росписи в капелле катакомб Петрикирхе. В Воркутлаге.
Росписи в капелле катакомб Петрикирхе. В Воркутлаге.

Последняя фреска - о непростой судьбе самого художника. Дело в том, что депортированные немцы не могли нарушать режим и покидать территорию без специального разрешения. А Адам Шмидт бежал за своей женой, которая была румынкой и вернулась в Карпаты. Семейному счастью не суждено было продолжаться долго. Там Адама Шмидта нашли, арестовали приговорили к 20 годам исправительных работ. Он отправился в лагерь в Воркуту. Это было в 1946.

Постоянный холод, темнота, суровый режим - вот, что изобразил художник на последней росписи. Кстати, даже в лагере Шмидт продолжал рисовать и участвовал в оформлении спектаклей, которые ставили каторжане. Он вспоминал:

"Я рисовал картины в тамбуре столовой масляными красками на простынях, проклеивая полотна вареной картошкой и писал "Охотников на привале", "Поединок Пересвета" …Костюмы шили из мешков, краски делали из лекарств и подручных материалов".

Из лагеря он вышел только после смерти Сталина, в 1955 году.

Потом судьба Адама Шмидта сложилась благополучно. Он стал главным художником в Академическом театре драмы им. Ф. Волкова в Ярославле, прожил до 90 лет, стал признанным художником.

Благодаря росписям Шмидта катакомбы стали не просто оригинальным местом, но и своеобразным мемориалом жертвам сталинских репрессий, который стоит в самом центре Петербурга. Немногие о нем знают. Но я советую при случае все-таки заглянуть в катакомбы, прикоснуться к истории, которую тоже нужно знать и помнить.

Кстати, экскурсия в итоге оказалась платной. Мне стало неудобно, что я так нагло вклинилась, но зато сколько увидела и узнала. Надеюсь, такая реклама привлечет в Петрикирхе новых экскурсантов! Если хотите попасть на экскурсию, то они чаще всего проводятся по субботам, актуальную информацию можно узнать в группах храма в соцсетях.