Первый австралийский истребитель, многоцелевой автожир SNCASE SE-700, самолёт от автогонщика и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️
24 мая
24 мая 1920 года — первый полёт лёгкого самолёта Boeing Model 8 (он же BB-L6). /США/
После Первой мировой войны первый лётчик-испытатель Boeing Герберт Мантер (Herbert A. Munter) покинул компанию. Он основал авиакомпанию Aerial Tours Company для выполнения пассажирских перевозок и воздушных прогулок. В 1920 году Мантер заказывает Boeing новый самолёт, получивший обозначение Model 8.
Это был типичный для того времени биплан с неубираемым шасси. Его конструкция основывалась на итальянском Ansaldo A.1 Balilla. Оснащался двигателем Hall-Scott L-6 (200 л.с.) Крейсерская скорость — 145 км/ч, дальность полёта — 724 км. В пассажирской кабине помещалось 2 человека.
Построенный в единственном экземпляре Model 8 25 июля 1920 года стал первым самолётом, перелетевшим через пик Маунт-Рейнир (самая высокая точка Каскадных гор, высота 4392 м). Управлял им в этом полёте сам Герберт Мантер. К сожалению, карьера BB-L6 длилась недолго — в 1923 году самолёт был уничтожен пожаром в ангаре.
25 мая
25 мая 1945 года — первый полёт автожира SNCASE SE-700. /Франция/
В 1939 году в компании Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Est (SNCASE) начались работы над многоцелевым автожиром. Проект, получивший обозначение SE-700, возглавил инженер Пьер Мерсье (Pierre Mercier).
SE-700 выглядел весьма футуристично. Аэродинамически чистый фюзеляж без выступов в основном был выполнен из дерева. Шасси было сделано убирающимся (впервые на винтокрылых летательных аппаратах). Устанавливался двигатель Renault 6Q-01 (220 л.с.) Крейсерская скорость — 159 км/ч, дальность полёта 660 км. Брал на борт 2 пассажиров.
Немецкая оккупация затормозила развитие проекта. Но к 1945 году прототип был готов. Испытания выявили проблемы с охлаждением двигателя, но также показали, что у SE-700 хорошие лётные характеристики. Но 6 января 1946 года автожир сильно повредили при посадке. Восстанавливать его не стали — ВВС Франции сделали выбор в пользу лёгких самолётов и вертолётов.
26 мая
26 мая 1966 года — первый полёт вертолёта Filper Research Beta 200A. /США/
Бывший инженер Lockheed Corporation Уильям Орр (William F. Orr) в 1958 году начал работу над системой стабилизации несущего винта "Gyroflex". Компания Filper Corporation в 1965 году выкупила эту разработку и финансировала постройку полноценных вертолётов. Орр продолжил работы и в 1966 году был построен Model 200A.
Это был нетипичный вертолёт продольной схемы с двухместной кабиной в задней части обтекаемого фюзеляжа, по форме напоминающего женскую туфельку. В системе "Gyroplex" для стабилизации несущего винта использовались специальные противовесы, прикрепленные к основанию лопастей. В передней части фюзеляжа стоял двигатель Continental IO-360E (210 л.с.) Максимальная скорость — 241 км/ч, дальность полёта — 642 км.
Несмотря на то, что сначала единственный построенный Model 200A неплохо летал, успешным проект не стал. В одном из полётов вертолёт потерпел аварию из-за проблем с несущим винтом. В итоге, он не смог получить сертификат лётной годности и проект закрыли.
27 мая
27 мая 1918 года — первый полёт торпедоносца Short N.1B Shirl. /Великобритания/
Первый торпедоносец Королевской службы морской авиации — Sopwith Cuckoo — не мог нести 645-кг торпеду Mark VIII, что не позволяло применять его против крупных кораблей. Поэтому Адмиралтейство Великобритании в 1917 году выпустило спецификацию на новый бомбардировщик-торпедоносец. Одним из участников конкурса стала компания Short Brothers с проектом N.1B Shirl.
Shirl представлял собой одноместный биплан со складными крыльями и неубираемым шасси. Основной материал — дерево, обшивка — полотно и фанера. Оснащался двигателем Rolls-Royce Eagle VIII (385 л.с.) Максимальная скорость — 150 км/ч, топлива хватало на 6,5 часов полёта. Вооружение — 645-кг торпеда Mark VIII.
Построили 3 прототипа N.1B Shirl. Испытания показали, что самолёт заметно проигрывает Blackburn Blackburd. Военные отказались от проекта. Планировалось использовать Shirl для перевозки авиапочты, но это предложение никого не заинтересовало.
28 мая
28 мая 1930 года — первый полёт лёгкого самолёта Blackburn B-1 Segrave. /Великобритания/
Знаменитый автогонщик сэр Генри Сигрейв (Sir Henry Segrave) в 1930 году разработал собственный туристический самолёт. Он был построен компанией Saunders-Roe Ltd. и получил обозначение SaRo Segrave Meteor I. В том же году права на производство выкупила компания Blackburn Aircraft, изменив название самолёта на B-1 Segrave.
Это был четырёхместный низкоплан с неубираемым шасси. Фюзеляж серийных самолётов был дюралевым, в отличие от деревянного фюзеляжа у прототипа. Оснащался 2 × двигателями de Havilland Gipsy III (120 л.с.) Крейсерская скорость — 180 км/ч, дальность полёта — 720 км.
Несмотря на рекламную кампанию с демонстрационными турами по Европе и хорошие отзывы от лётчиков, заказов на самолёт не было. B-1 Segrave построили в 4 экземплярах + ещё 2 самолёта выпустили по лицензии в Италии под обозначением Piaggio P.12.
29 мая
29 мая 1942 года — первый полёт истребителя CAC Boomerang. /Австралия/
В 1936 году при поддержке правительства Австралии была создана компания Commonwealth Aircraft Corporation (CAC). Главной её задачей были разработка и выпуск собственных самолётов вместо закупаемых у британских производителей. В конце 1941 года CAC начали разработку истребителя, названного Boomerang.
Он представлял собой низкоплан с убираемым шасси. Разработан на базе многоцелевого самолёта CAC Wirraway (лицензионной копии американского North American Aviation NA‑16). Оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp (1200 л.с.) Максимальная скорость — 491 км/ч, дальность полёта — 1500 км. Вооружение — 2 × 20-мм пушки + 4 × 7,7-мм пулемёта Browning.
Boomerang стал первым истребителем, разработанным и серийно производившимся в Австралии. Он проигрывал по скорости лучшим истребителям того времени и не одержал ни одной воздушной победы, но отлично использовался как лёгкий штурмовик. Выпустили 250 самолётов, стоявших на вооружении Королевских ВВС Австралии до конца Второй мировой войны.
30 мая
30 мая 1952 года — первый полёт летающей лодки Бериев Р-1. /СССР/
Понимая перспективы реактивных двигателей, Г.М. Бериев в 1947 году начал работы над реактивной летающей лодкой Р-1. Она должна была использоваться в качестве морского разведчика-бомбардировщика. По скорости не должна была уступать американским палубным истребителям McDonnell FH-1 Phantom и Grumman F9F Panther.
Это была цельнометаллическая летающая лодка-высокоплан с крылом типа «чайка» и убирающимися подкрыльевыми поплавками. 2 × двигателя ВК-1 тягой 26,4 кН позволяли развить скорость до 800 км/ч. Дальность полёта — 2000 км. Вооружение — 4 × 23-мм пушки + 1000 кг бомбовой нагрузки (или торпеда).
Р-1 стала первой советской реактивной летающей лодкой. Серийно не выпускалась и была летающей лабораторией. Полученный опыт в будущем использовался при разработке серийного реактивного гидросамолёта Бе-10. Испытания Р-1 проводились до февраля 1956 года, когда самолёт был списан после аварийной посадки.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории