Велосипед ХВЗ "Старт-Шоссе" - недостижимая мечта большинства ребят из моего детства. Легкий, стремительный, спортивный, с тонкими колесами, узким кожаным седлом и переключалками на раме. И самое главное - никаких лишних деталей! Крылья? Долой. Багажник? Вам что, картошку на нем возить? Нет, этот велосипед был для нас, как вишневая "девятка" для старшаков)
Так вот у моего старшего двоюродного брата была эта самая "девятка" в виде зеленого Стартона с рулем-"бараном" и так мне нравившемся кожаным седлом с заклепками.
И вот как-то прошлым 2020-м летом брат позвонил мне и предложил забрать этот велосипед, занимающий драгоценное место в гараже и в противном случае могущий оказаться на свалке. В тот же день СШ (Старт-Шоссе) оказался у меня в гараже.
Состояние его было весьма удручающе: часть родных деталей отсутствовала либо была заменена на более доступные аналоги, резина потрескавшаяся, рама облуплена.
Но самое главное - это был ХВЗ "Старт-Шоссе" далекого 1978 года, неплохо послуживший в свое время и имеющий право на вторую жизнь!
Первое, что я сделал - это разобрал его на детали, чтобы точнее оценить, какие работы по восстановлению нужно будет провести и какие комплектующие необходимо найти для последующей сборки.
Сразу хочу сказать, что собирать велосипед в оригинальное состояние я не собирался, так как мне нужен был не музейный экспонат, а ездабельное транспортное средство с легким ретро-налетом. Вдобавок я собирался переделать его в синглспилд, то есть избавиться от переключателей и кассеты скоростей, оставив по одной звезде спереди и сзади. Долгие зимние вечера способствовали неспешному ремонту и поиску запчастей.
Начал я с тормозов. Они на велосипеде клещевого типа, весьма цепкие, но некомплектные - не хватало колодок и некоторых других деталей. Также на руле присутствовала только одна лапка.
Колодки я купил большего размера, как мне казалось, для лучшего сцепления с ободом велосипеда. Но их посадочное место оказалось уже, чем у родных.
На токарном станке были выточены алюминиевые трубки для компенсации размера.
Потом хороший знакомый, ярый любитель велосипедов, подогнал мне вторую тормозную лапку, но без хомута крепления к рулю. Так как у меня был его образец на первой лапке, мне не составило труда сделать их заново из алюминиевой полосы. Заодно я сделал и нестандартной формы гайки для сборки всей этой конструкции на руле (из обычной усиковой гайки). Потом слегка отполировал обе лапки.
Родного кожаного седла, увы, не было, а ретро-стиль хотелось бы подчеркнуть, поэтому была применена формула "то, что есть + руки = то, что хочется".
А также небольшой подсумок, сделанный в том ж стиле и из того же материала.
Неудобность данного седла немного сгладил амортизирующий подседельный штырь.
Следующими в очереди были колеса. Их пришлось купить новыми полностью. Причем, два передних, так как предложенные мне парные обода перед-зад по форме отличались друг от друга. Поскольку мне их в любом случае нужно переспицевать, то я приобрел два передних обода в сборе с втулками и спицами, а также отдельно заднюю втулку и трещетку на одну звезду.
Колеса я спицевал и регулировал по уже отработанной схеме, как до этого делал колеса для велосипеда дочки. Биение продольное и поперечное удалось убрать почти полностью, что важно, так как от ровности колес зависит качественная работа клещевых тормозов.
Но вмешательство в ходовую часть повлекло за собой и изменение педального узла. Изначально там стояло две звезды, соединенных между собой и шатуном болтами с гайками. Одну звезду я убрал, оставив малую на 40 зубьев, но из-за внедрения в заднее колесо новой втулки передняя и задняя звезды стали располагаться не в одной плоскости, что чревато перекосом и соскальзыванием цепи при движении. Дело исправилось изготовлением дистанционных втулок между шатуном и передней звездой.
Окончательную сборку колес тормозило отсутствие резины, которую пришлось долго выбирать из-за размеров. Ведь расстояние внутри рамы и передней вилки небольшое, поэтому широкие и высокие покрышки с высокой долей вероятности терли бы о края. Выбор среди подобных покрышек весьма велик, тогда как узкой и низкопрофильной резины немного. В итоге все-таки был приобретен комплект покрышек, камер (тоже узких) и на сдачу - хромированная подножка.
Итак, большинство необходимых для сборки вещей было сделано или куплено, пора приступать к раме и покраске.