Автор: Hoomkeen
Пришла пора поговорить о том, чего нет - об истории Британии после ухода римлян. После того, как мы оставили туманный Альбион вместе с римскими легионами в 407 году, остров, видимо, покинули все грамотные люди. Исторические свидетельства исчезают, и всё, что можно обнаружить это изданный в Равенне указ Гонория (410 год), который официально разрешает жителям провинции носить оружие, чтобы оборонять себя от набегов варваров. Где-то в пыли древнеримских архивов имеется ещё одно упоминание об Англии (самое последнее, за 440 год) - и снова отказ на просьбу о помощи. На территории же самой Англии не осталось ни одного письменного источника, который может хоть как-то пролить свет на происходящее там в эти тёмные времена.
Когда книг и писем нет, ученый берет в руки заступ и лопату - но и тут его ждет разочарование. Всё, что можно наблюдать это следы бывших римских поселений, по которым удастся установить, что население покидало города, прекратило строительство зданий, больше не возводило мостов и не прокладывало дорог. Если в Галлии остались частично римские виллы, некоторые из которых даже дали название современным топографическим названиям, то и тут мы сталкиваемся с неудачей. Все виллы римлян в Британии были заброшены. Население строило исключительно частоколы вокруг селений на вершинах холмов.
Археологи определяют возраст находок по сопутствующим монетам - так вот, в Британии пятого и шестого века монет тоже практически нет. Их не чеканили, не привозили с континента, и только использовали в качестве украшений, нанизывая золотые монеты на бусы.
Чем же отличается Британия от хотя бы той же соседней Ирландии, историю которой мы можем восстановить, например, по анналам Ульстера. Некие монахи раз в год шкрябали на латыни одно единственное короткое предложение - но мы уже знаем, кто в каком году правил, было ли большое сражение, точно скажем, что в Ирландии следили за императорами Рима и так далее. Ничего подобного в Британии нет, и ответ прост - в Британии не было монахов.
Хотя поначалу всё выглядело не так печально. Покинутые государством, предоставленные сами себе, романо-британцы всё ещё ощущали себя единым целым с империей и поддерживали некоторую связь с континентом. Например в 429 и 445 году остров посещал святой Ге́рман Осе́рский, который оставил воспоминания о том, как он успешно разгромил в дебатах местных пелагиан, а также поучаствовал в отражении одного из набегов пиратов (криками "алилуйя" из засады напугали саксов, которые бежали на свои лодки).
Всё стало меняться, когда местный правитель Во́ртигерн Тощий пригласил саксов Хенгиста и разрешил им поселиться на юго-востоке Англии в Кенте на правах федератов. Задумка была хорошая - к тому времени Западная Римская империя во всех конфликтах целиком и полностью полагалась на армии варваров. С помощью своих варваров-мореплавателей бриты надеялись отвадить от постоянных набегов на остров пиктов, ирландцев и германцев с континента. В свою очередь саксы получали удобное место - надежно защищенное морем от расползающейся империи гуннов Атиллы.
Во все века правительство не выполняет своих обещаний перед населением. Обычно население выражает недовольство, но перед лицом армии и правоохранительных служб не могут добиться наказания обманщиков. В случае с федератами позднеримской эпохи дела обстояли иначе - как только Вортигерн поставил саксов перед фактом, что он не может оплатить их услуги согласно договору, саксы восстали и перебили знатных бриттов, пригласив их на пир. "Ночь длинных ножей" положила началу захвату восточной части Британии, на которую постепенно переселялись с неспокойного континента всё больше англов, саксов и ютов.
Жил ли на самом деле Вортигерн (имя которого переводится дословно как верховный король), когда были захвачены у бриттов Лондон и другие города, всё это скрыто в тумане истории. Германцы-язычники распространялись по острову и изгоняли последних грамотных людей - христиан всё дальше на запад. Кстати, это хороший пример развития области в римской империи, которую не затронуло христианство. Действительно, христианизация Англии по второму кругу началась только в 597 году святым Августином в Кенте. Таким образом, жители Британии могли около 150 лет развиваться без "фанатиков и мракобесов". Начальная инфраструктура в виде городов, дорог, рудников и ферм на острове была. Увы, никаких успехов кроме как в сложении сказок про драконов, эльфов и дев вылезающих с мечами из озера местные жители не проявили.
Закончить же краткий обзор состояния Британии в середине V века я хочу рассказом о источниках, на которые опираются историки, составляющие генеалогии. Это Ненний, живший в 800-х годах (то есть более трёхсот лет спустя наших событий) - монах из Уэльса, который написал «Историю бриттов». Его бессистемная компиляция анналов из Ирландии и предшествующих ему авторов из Британии перемежается легендами и сказками о стародавних временах - именно ему мы обязаны легендами о короле Артуре. Историк из Уэльса, конечно же, писал в основном о героическом сопротивлении бриттов перед натиском германских королевств.
В противоположность ему Беда Достопочтенный - монах из королевства англов Нортумбрии в начале 700-х годов (то есть всего спустя 200 лет после наших событий) написал "Церковную историю Англов", где он всячески представляет англов и саксов орудием божьим, посланным для захвата, христианизации и объединения Британии в единое целое. Большую часть истории англов Беда взял, прочитав Гильду и полностью переписав его главу про 450—596 годы. То есть про время, которое нас интересует.
Ги́льда Премудрый, в свою очередь, писал книгу где-то в середине 500-х годов, что уже очень хорошо, но не уделял большого внимания исторических фактам, так как его проповедь "О погибели Британии" является скорее обличением грешников, где он объясняет, используя во множестве цитаты из Библии, что правители бриттов своими грехами привели свою страну к разорению и гибели от рук кары божьей в лице злобных германцев. Сидя в Ирландии Гильдас постоянно допускает географические ошибки при описании Британии, но это простительно, так как его цель была скорее духовное наставление потомкам, чем историческое повествование.
Как бы то ни было, в тумане этих двух веков нынче великолепно разместились король Артур, десятки королевств и замков, гиганты, феи, драконы и рыцари, легенды и песни. И кто знает, может быть всё так и было. И более того, может быть хронологии и исторические документы всё только портят, и настоящая хорошая история это устные народные сказания и легенды...
Читайте также:
Путеводитель по тёмным векам