Свердловская рок группа “Nautilus Pompilius” наряду с такими группами как «Кино», «Аквариум» и «Зоопарк» являлась символом Перестройки в эпоху Гласности и демократических преобразований. Пик популярности группы пришёлся на конец 80-х годов XX века. Стране нужны были такие группы, которые не боялись говорить о наболевших проблемах страны.
Основателями коллектива являются два человека – Дмитрий Умецкий (1961 г.р.) и Вячеслав Бутусов (1961 г.р.). Оба поступили в Свердловский архитектурный институт в 1978 году, но учились на разных факультетах, и познакомились они позже. Умецкий в интервью рассказал, что, когда он решил образовать музыкальный коллектив, один из музыкантов новой группы посоветовал ему обратить внимание на талантливого вокалиста Вячеслава Бутусова. После короткого прослушивания Вячеслав был принят. Группу решили назвать «Наутилус» в честь легендарной подлодки из прекрасного романа «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна. Группа находилась под сильным влиянием хард роковой группы «Лед Зеппелин», но как отметил Умецкий, музыканты очень слабо владели инструментами и несколько лет у них ушло на обучение игры на инструментах и элементарной нотной грамоте и знакомство с теорией музыки.
Первоначально группа выступала небольших залах, в ДК на любительском уровне. Первый дебютный магнитоальбом «Переезд» был записан в 1983 году. В целом альбом получился довольно слабым, но на альбоме уже чётно сформировались две характерные черты, присущие будущему «Нау»: яркая индивидуальность, непохожесть на другие российские группы, и усиленное внимание текстам песен, однако ни Умецкий ни Бутусов поэтами не являлись, но с последним недостатком ансамбль быстро справился, пригласив поэта Илью Кормильцева.
Второй магнитоальбом группы «Невидимка» (1985) мало что добавлял к творчеству группы, но этом диске появляются шлягеры группы: «Князь тишины» и любимая песня советского народа «Гуд бай Америка, о!» («Последнее письмо»), последняя была записана в качестве дополнительного трека, чтобы дополнить недостающий материал.
Однако настоящим прорывом и полностью «наутилусовским» стал альбом «Разлука» (1986). Все тексты песен написаны были талантливым поэтом Ильёй Кормильцевым (до этого Кормильцев сотрудничал как автор всех текстов с группой «Урфин Джюс»). По словам Умецкого Кормильцев сам пришёл в их коллектив и стал формировать творческое лицо группы. Он же и придумал название “Nautilus Pompilius” название моллюска и права на название принадлежали Кормильцеву. (В стране уже существовало несколько групп с названием «Наутилус»).
Альбом «Разлука» являлся абсолютным революционным прорывом, сенсацией времени Перестройки. Рок группа впервые осмелилась заявить во всеуслышание о проблемах российской жизни: безысходности жизни в российской провинции, небезопасности российских мелких городков, отсутствие культуры и перспектив у молодёжи. Великолепна антивоенная песня «Шар цвета хаки». Мрачным финалом звучит главная песня «Скованные одной цепью» на альбоме:
Круговая порука мажет как копоть.
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть.
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
За красным восходом – розовый закат.
Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и в отсутствие дела.
Нищие молятся, молятся на
То, что их нищета гарантирована.
Здесь можно играть про себя на трубе,
Но как не играй, всё играешь отбой.
И если есть те, кто приходят к тебе,
Найдутся и те кто придут за тобой.
Скованные одной цепью,
Связанные одной целью,
Скованные одной цепью,
Связанные одной.
Альбом «Разлука» выводит группу на ведущее место среди российских исполнителей и удачное выступление в Подольске на рок фестивале самодеятельных групп 11-13 сентября 1987 г., где присутствовало более 40 000 тысяч зрителей способствует появлению «наутилусомании», когда группа стала собирать огромные стадионы, а тиражи магнитоальбомов стали распространяться по всей России.
Группа приступает к записи первой грампластинки на фирме «Мелодия» компилятивного альбома «Князь тишины» (1988). Рок группа выступает с концертами по всей стране. Следует отметить необычность концертных выступлений “Nautilus Pompilius”:группа на сцене держалась статично, (Умецкий заметил, что они не умели двигаться), Бутусов выступал в образе «Князя тишины», во френче, в голифе и сапогах, музыка исполнялась в стиле «новой волны», два клавишника обеспечивали электронное звучание, а плотность звука обеспечивал талантливый саксофонист Алексей Могилевсий.
Плотный гастрольный график сильно выматывал музыкантов. Дмитрий Умецкий предложил группе прекратить гастроли, переехать в Москву и сосредоточиться на записи новых альбомов. Но он не нашёл понимание и покинул группу.
Окончание следует.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!