Наверно, ни один отечественный охотничий карабин не удостоился такой известности, такой популярности, такого всенародного признания, как Лось в калибре 7,62х51. Его история началась в 1975 году и не закончилась до сих пор. Понятное дело, что теперешний Лось-145 заметно отличается от своего предка сорокапятилетней давности. Тем не менее, в Ижевске продолжают использовать прежнее, привычное трем поколениям охотников название. Надо полагать, ничего лучшего всё никак не придумают. Но это теперь.
А в середине 70-х Лось-4 стал модификацией Лось-1 - первого отечественного охотничьего карабина. Модификацией, разработанной под первый же отечественный охотничий патрон. То есть, патрон, изначально созданный в нашей стране, как охотничий. Не имевший в СССР своих боевых родственников. А что до родственников за границей – так он от них благополучно отделался, сменив заокеанское .308 на вполне себе привычное 7,62х51.
Почему уделяю этим особенностям так много внимания? Любое ручное стрелковое изделие представляет из себя комплекс - оружие и патрон. И если патрон оказался откровенно слабым, то любое, самое лучшее изделие не найдет признания ни в ком. Так было с карабином Лось-1, старшим братом нашего Лося-4. С месяц назад у нас уже был материал по Лосю номер раз. Кто не читал, напомню вкратце. Лось-1 был создан под патрон 9х53, основой которому послужил отечественный 7,62х53, известный по винтовкам Мосина и пулеметам Максим. Революция, рабочий тащит пулемет, бей винтовка метко-ловко и так далее.
Для создания охотничьей девятки «малой кровью, могучим ударом» привычную мосинскую гильзу переобжали под пули 9 мм – получалось дешево, надежно и практично.(с)
Правда, пули с начальной скоростью 650 метров в секунду обладали довольно крутой траекторией и с пристрелкой на 150 метров в ноль и стрельбе в горизонт – через 250 метров гарантированно ложились в землю. Трудно хотеть другого от пули, у которой аэродинамическое сопротивление чуть меньше, чем у гаражных ворот.
Да и не стреляют крупного зверя далее 80 метров. Удачные же дальние выстрелы на 150+ - это скорее исключения, лишь подтверждающее общее правило. Тем не менее, народ решил, что нужно что-то более универсальное. И Лосю-1 пришлось подвинуться, уступив место в производственной линейке Лосю-4.
Несмотря на то, что база уже была и опыт производства, опыт эксплуатации в различных климатических зонах тоже был, с Лосем-4 пошли по пути длинному. В послевоенном СССР примерно до середины 80х годов существовал запрет на использование для охоты патронов военного образца. А значит, изготовить на базе Лося-девятки Лося под мосинскую семерку, заменив только ствол, не получилось бы никак. А тут и патрон подоспел.
Вспомним легенду о появлении патрона 7,62х51. Давным-давно, когда дедушка Лёня был нестарый и вполне себе бодрый, непростые отношения с Соединенными Штатами стали куда более теплыми, чем во времена Карибского кризиса. И в том немалая его заслуга. И как будто, во время поездки дедушки Лёни в США, в 1973 году, ему подарили карабин под патрон .308. Марку карабина теперь никто и не вспомнит, одни утверждают, что это был Rеmington. А другие уверены, что это был Winchester. Надо полагать, в багажнике подаренного автомобиля марки Lincoln Continental лежал.
И что карабин Леониду Ильичу уж так понравился, что под это дело решили разработать собственный охотничий патрон. И что Барнаульский станкостроительный звод взялся налаживать производство патронов, а на ИжМаше озадачились карабинами.
Так оно было или не совсем так, полагаю, это уже не имеет значения. Факт остается фактом, в 1975 году карабины Лось-1 под 9х53 производить перестали. Их сменили карабины Лось-4, под новейший тогда безрантовый патрон. Интересно отметить, что отечественный 7,62х51 «А» первое время выпускался с одной только полуоболочечной пулей типа «А». И что характерно, этого хватало для большинства решаемых задач.
Свежеразработаный патрон оказался весьма перспективным. Отсутствие закраины, она же рант, и наличие проточки под зуб выбрасывателя заметно упрощало организацию магазинного питания. Закраина – это замечательно в комбинированном ружье и в штуцере. Патрон с закраиной хорошо держится в патронташе типа «пулеметная лента» за счет собственной тяжести, пулей вниз и никуда не пытается выпасть. Его легко извлечь из патронташа за закраину даже замерзшими, плохо гнущимися пальцами и забросить в патронник. В патроннике он удерживается все за ту же закраину – а значит, требования к точности изготовления гильзы могут быть не такими высокими, как в случае гильзы с проточкой.
Если же гильза с проточкой - она удерживается в патроннике за счет того, что упирается своим скатом в скат патронника. Что заметно повышает требования к точности изготовления гильзы. Вместе с тем отпадает проблема сложной внутренней конфигурации магазина. И диаметр выборки в чашке затвора можно уменьшить – поскольку гильза 7,62х51 с проточкой при прочих равных имеет заметно меньший диаметр фланца, чем гильза 9,х53 с закраиной – 12,1 мм против 14,48 мм.
Это послужило поводом для изменений в конструкции. У первого Лося чашка затвора была с прорезью под закраину гильзы. У четвертого – чашка стала круглой, без прорези.
А отражатель стал составным. Основание отражателя осталось неподвижным и по-прежнему крепилось на затворной раме. А непосредственно сам выбрасыватель стал стальным стержнем, заштифтованым в теле стебля затвора.
Цельная чашка затвора – это более равномерное распределение давления при выстреле. Это, до известного предела, повышение повторяемости выстрелов. Понятное дело, что матчевой кучности и точности при двух боевых упорах и сцеплением стебля затвора со ствольной коробкой не достичь, но, тем не менее, Лосю есть, что изложить на бумажной мишени.
Но вот отражатель. Не буду даже и пытаться спорить, что схема с подвижным отражателем в теле затвора не вчера появилась. И что большинство современных охотничьих карабинов используют именно эту схему. Но вот какое дело. Если затвор был когда-то залит маслом – то масло из канала отражателя никуда не делось. А набрало в себя пыли с нагаром пополам и загустело.
На морозе это загустевшее масло непременно прихватит отражатель в заднем положении, превращая магазинный карабин в однозарядный. Стреляная гильза из патронника извлечется, да вот только покидать пределы ствольной коробки не захочет. То же самое и снег, сначала ставший водою, а после льдом.
Это я к тому, что на карабине, остывшем до минусовой температуры, будет невредным вынуть затвор и убедиться в подвижности отражателя. Он должен легко выдвигаться и прятаться назад без посторонней помощи, а просто под собственным весом.
В остальном Лось-4 сохранил лучшие качества семейства, оставшись таким же простым и доступным для понимания. Прицел, какой и был, секторный, с насечкой от 100 до 500 метров. Простейший флажковый предохранитель, никаких двуплечих кнопок поперечного хода. Все такой же неотъемный магазин – снаряжение с открытым затвором исключает случайный выстрел, а разряжать еще проще.
Подал скобу – крышка открылась, патроны высыпались. Магазин не выступает за пределы ложи. Емкость - пять патронов и шестой в патроннике – этого куда как хватит. А если шести не хватило, то не хватит и ленты от FN Minimi 7,62 на 200 патронов. Карабин все же охотничий, что предполагает хотя бы минимальные стрелковые навыки.
Впрочем, никто не мешает открыть затвор и закинуть патрон в патронник из кармана. Это не К98, Лось вполне допускает такой метод.
Ствол длиной 550 мм, 4 правосторонних нареза с шагом 305 миллиметров изначально рассчитывались под пулю «А» весом 9,7 грамма. Да, на современный взгляд, возможно, ствол и тонковат – но помним, карабин у нас все же болтовой и сугубо охотничий.
То есть, позволяет сделать два-три прицельных выстрела максимально быстро, при этом не успевает нагреться настолько, чтобы вокруг ствола появилось марево. Кучность – если за стволом ухаживали, чистили без варварства и вымывали томпак от оболочек пуль – даже потертый, пострелянный Лось вполне выдает кучность 50 мм на 100 метров с упора, двумя сериями по пять выстрелов. Понятное дело, с оптикой. Хотя бы со штатным прицелом ПО 4х34.
Это потом, на рубеже веков, иногда появлялись Лоси. У которых хром в стволе начинал осыпаться после первой полусотни выстрелов.
А на ранних четверках под стволом был шомпол. Как напоминание о необходимости ствол чистить.
Ложа на первый взгляд простенькая, березовая, без изысков. Тем не менее, и полутораметровый житель Крайнего Севера и дядя размер ХХХL находили Лося-4 довольно удобным и прикладистым. Как так получалось в 70е-80е годы и почему сейчас вместо лож получаются фасонные оглобли и весла – сие есть тайна великая. Наверно, в Ижевске потеряли секрет изготовления.
Лось-4 выпускался с 1975 по 1991 год. А далее – в 1992 году Россия стала страной - членом Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия. А значит, обозначения и размеры выпускаемых патронов надо было приводить в соответствие с международными стандартами. Наш-то 7,62х51 отличался от их .308. У нашего и общая длина патрона побольше, и пуля на пять соток меньше в диаметре. И так получалось, что наши патроны не лезли в их патронники, а их патроны за счет большего диаметра пули давали повышенное давление в стволе. Если во времена СССР на такие мелочи можно было не обращать внимания, то для России это стало непреодолимым препятствием. В новой России все стало товаром – патроны 7,62х51 быстро дотянулись до стандартов, применяемых к .308 и контейнерами поехали за океан, к наиболее предполагаемому противнику.
А вслед за ними и Лось-4 под 7,62х51 стали Лосем-7 под .308. Чуть позднее к цифре семь добавился -1. Лось обзавелся сменным магазином из пластика, а секторный прицел от 100 до 500 метров стал обычным, перекидным. На 100 и на 300 метров. Унифицированным по механике и с Барсом и с Соболем. Только у Соболя шаг был поменьше, 25 и 75 – все же 22LR.
Заодно Лось некоторым образом возвратился к прошлому. Появилась модель Лось-9, аж в двух калибрах. 30-06 и 9,3х64. И если .30-06 хоть как то раскупался, то х64 был на любителя. И объяснялось это просто. Патрон, выбор патрона. В.30-06 можно было найти и отечественные патроны, барнаульские и новосибирские. И практически любой импорт. Понятное дело, в 30-06 выбор был не так широк, как в .308 – но все же.
В х64 патроны были с двумя, а позднее с тремя типа пуль отечественных. Это продукция двух наших заводов, взятая вместе. А еще единственный производитель в мире, что за пределами России – немецкий RWS. Который тоже разнообразием не баловал.
Лоси 7-9 провыпускались до 2017 года, когда их сменил Лось-145.
Но это уже совсем другой карабин и совсем другая история.