Вы знаете, любопытный парадокс. Практически во все праздники, у славян, язычников, родноверов, вспоминают умерших. В Рождество особо бесчинствует потусторонняя сила, двери в навь открыты, на Масленицу первый блин пекут умершим и медведю, а мишка олицетворяет Велеса, который вхож в загробный мир, как к себе домой, весной поминаем родственников, осенью в равноденствие пожилое солнце приносит последние дары, в конце октября все умершие родственники навещают нас в домах и т.д. И несмотря на это, все древние языческие праздники, которые мы сохранили сегодня, наполнены восторгом, радостью и жизнью! Хороводы, пляски, наряды, маскарады, поедание вкусного хлеба и блинов. Всё весёлое в тех праздниках, которые христиане считают своими - от язычества.
Даже пасха, изначально грустный ужин евреев с хлебом и вином, у нас мимикрировал в радость, битьё яиц, воскрешение природы, уплетание куличей. Наш народ в душе всегда языческий, продолжаю об этом напоминать в каждой статье. Мы не можем грустно стягать себя плетьми или монотонно бормотать про Моисея в пустыне. Мы не научились так страдать от безделья даже за тысячу лет. Вместо плетей будем в виде игры тянуть канаты на свежем воздухе или устроим кулачные бои, или в "ручеек" соберемся, или полезем на столб за призом голышом от избытка силы богатырской. Ну не научить нас смирению, какими бы христианами мы сами себя не считали. Понятие православный в нашей стране, на деле означает - человек, так и не принявший христианство за тысячу лет. Православный в России - человек, который научился креститься, произносить имя Исуса когда требуется, и продолжающий жить по языческим обычаям. Вот что значит в нашей стране православие.
А мы, тем временем, продолжаем изучать языческие обряды на примере книги Н.М. Маторина "Религия у народов Волжско-Камского края".
Нет необходимости рассматривать раздельно языческое мировозрение Приволжских народов. Если русский крестьянин верит в лешего и домового и вывешивает на углу избы полотенце, чтобы прилетевшие души могли умыться и утереться, то весьма сходные обычия и веру мы видим как у народов Волжско-Камского края, так и у многих народов всего мира.
Священник В. Богданов передает, что ему пришлось наблюдать в вотяцкой семье, где родила женщина. Ребенок долго не оживал, лежал, как мёртвый. Тогда началось заклинание духов. Ударили в железную заслонку и открыли трубу. Бабушка вотячка призывает: "старики, братья (умершие) - душу дайте!" Ребенок начинает плакать. Обряд впускания души существует у чуваш и среди уральских мари.
Любопытными подробностями отличались пасхальные поминки у мордвы Симбирской губернии в XVIII веке. Хозяин дома выходил на улицу с белым платком в руке и звал всех умерших родичей по именам, стараясь не пропустить ни одного. Постоявши некоторое время, он собирал концы платка в узел, нёс, собранные в него души и выпускал на приготовленные постели. Христианство многое про понятие души взяло себе из язычества. В основе христианских представлений о душе лежит такое же воззрение, как у презираемых ими "малоумных язычников".
С точки зрения чувашина, вотяка, марийца, душа умершего не прекращает своего существования после смерти человека. Поэтому к умершему клали предметы обихода и личные вещи. Испокон веков поминки совершаются на 3, 7 и 40 день. (Маторин считает, что поминки именно в эти дни пришли к приволжским народам из вавилонской астрономии, сейчас остались 3 и 40 дней, но 7 дней заменены на 9).
Чуваши и мари уверены, что умершие переходят по узкому мосту или тонкой жёрдочке через реку или котёл с кипящей серой. Сходное поверье о мосте встречается чуть ли не у всех народов, среди них германцы, индусы, персы. Поминки сопровождаются в некоторых случаях принесением жертвы умершим, например у вотяков жертвой является лошадь для умершего мужчины, а для женщины - корова. Провожая покойника на кладбище, и мари, и чуваши, и вотяки - стараются воспрепятствовать возвращению его обратно. Произносятся слова: "На этом свете жил хорошо, живи хорошо и на том. Нас не мучь, не тесни. Скотину береги, за детьми смотри, спереди не хватай, не гоняйся." Глаза умершему закрывают для того, чтобы он не высмотрел себе спутника для загробного путешествия.
Родовые массовые поминки совершались у Приволжских народов три раза в год. В старину первые и вторые поминки выпадали на начало весны и её середину, потом были приурочены к пасхе. А третьи выпадали на осень, около 1-го ноября. У чуваш октябрь называется месяцем поминок. В Костромской губернии поминки "осенины" называются "дедовыми". Эти три момента для поминания родственников выбраны не случайно. Первые весенние связаны с таянием снегов и оживлением всей природы, когда по русской поговорке "родители вздохнули". Вторые на расцвете весны, радуются живые, значит радуются и умершие. Они выходят по водным источникам из земли и качаются на ветвях деревьев (русалки). Осенью, когда собран урожай, умершие вместе с живыми потомками разделяют радость изобильного пиршества. Во время весенних поминок чуваши кличут покойников: " Приходите дедушки, бабушки, учавствовать в великом дне. Для вас сварены яйца, испечены блины". Такие же призывы мы находим у вотяков, мари, русских.
У всех древних народов считается, что старики при жизни заботились о процветании хозяйства и рода. После смерти они получили сверхъестественную силу, могут помогать живым, влиять на явления природы. Уфимские мари держат в переднем углу "куды" - пучок ветвей, являющиеся обиталищем домового духа. У чуваш домовые "ирихи" обитают в свинцовых кружках с продетой в середине шерстяной нитью. К концу нити привязывается рябиновая кисть, которая меняется каждый год при созревании новых плодов рябины. Всё это чувашин обёртывает в чистое полотно и бересту и подвешивает на стену. В поминальные дни обращаются к умершим: "Дайте нам здоровье, мир, прибыль, богатство, расплодите число голов скота, лошадей, коров, овец, пчел; скотине не вредите, а делайте здоровье, посеянный хлеб уродите, принесите благотворный ветер; храните от воды и огня, сохраняйте от повреждающих злых духов, от градов избавьте."
Сердитее других считались души покойников из вымерших родов. О них некому было заботиться, поэтому они старались всячески насаждать живым.
В языческих мировозрениях духи и различные боги очень человекоподобны. Они одеваются в обычную крестьянскую одежду, иногда, как цари. Водяные часто прохаживаются по базару. Из вотяцкой сказки мы узнаём, что некий мужик выдал своих дочерей за Солнце и Месяц. Отправившись к своим дочерям в гости, мужик узнаёт, что Солнце умеет у себя на голове печь блины, а Месяц может пальцами подсвечивать баньку, если в ней париться темно.
Во многих деревнях Волжско-Камсого края христианство внешним образом вытеснило народную веру. Древние боги заменялись святыми угодниками, но их замена носила весьма поверхостный характер. В сердцевине своей вера оставалась языческой. В ряде лесных деревень и среди "инородцев", удалившихся от "благ" цивилизации в уфимские степи и предгорье Урала, язычество сохранилось до самой революции.
В 1892 году всю Россию облетело известие о том, что в селе Старом Мултане , Малмыжского уезда, Вятской губернии, вотяки принесли в жертву человека - нищего Матюнина. Тело его было найдено без головы, со страшной раной в грудной полости, через которую были вынуты сердце и лёгкие. Больше четырёх лет тянулось следствие. Арестованные вотяки подвергались пыткам, дело ходило по нескольким судебным инстанциям. Власти упорно старались засудить вотяков. Были пущены в ход все средства вплоть до поповских книжек - "учёной" экспертизы, согласно которой у вотяков не только в древнейшие времена были человеческие жертвоприношения, но и дошли они до 19 века. Таким заключением запятнал себя казанский профессор И.Н. Смирнов. Другие известные этнографы, такие как С.К. Кузнецов, П. Богаевский, категорически отрицали факт человеческого жертвоприношения. Приват-доцент харьковского университета Беллин, специалист по вопросам судебной медицины, показал, что страшная операция была произведена тогда, когда труп уже разлагался. С. Кузнецов указывал, что существенная часть жертвенного ритуала требует, чтобы кости жертвы не были повреждены, а у Матюнина без лишней надобности перерублены позвонки. С Кузнецов пришёл к заключению, что в данном случае мы имеем дело с грубой подделкой под вотское жертвоприношение.
Мултанская история взволновала всю русскую общественность. Она разделила на два лагеря и интеллигенцию - одни присоединили свой голос к хору попов и полицейских, другие, во главе с писателем В.Г.Короленко, смело выступали против травли вотяцкого народа под предлогом мнимого "жертвоприношения".
4 июня 1896 года выездная комиссия царского суда вынуждена была признать экспертизу Смирнова несостоятельной. Суд вынес оправдательный приговор вотякам. Но виновные найдены не были.