Найти в Дзене

Креативные компании в кризис: тренд на накопление ликвидных активов (ЧАСТЬ 2)

Уважаемые читатели, продолжаем предоставлять вам свежие данные об итогах 2020 г. для креативных индустрий и корпоративного сектора в целом.

В предыдущем «обзоре финансовых результатов креативного сектора» мы рассказывали вам о первых финансовых результатах компаний креативного сектора. По итогам апреля, уже 77% креативных компаний и 80% корпораций опубликовали финансовые показатели одного из наиболее тяжелых для современной экономики периодов. Напомним, что, в отличие от российской практики, у западных компаний существует возможность самостоятельно определять границы финансового года.

Как мы писали в предыдущем обзоре, по итогам апреля капитализация компаний креативного сектора составила 9,45 трлн. USD, рост котировок составил 1,6% (150 млрд. USD).

Негативными факторами, повлиявшими на рынок, стали ожидания по повышению учетной ставки в США и перераспределение бюджета домохозяйств в пользу объективного спроса. Позитивные факторы, такие как позитивные результаты вакцинации от коронавируса во всем мире и уверенная политика нового правительства США по стимулированию экономики, в основном реализовали свой потенциал и, в ближайшее время, будут оказывать минорное влияние.

Несмотря на это, 15 секторов креативных индустрий демонстрируют рост капитализации в марте – наилучший результат у компаний в секторе Luxury +11% м/м.

Динамика капитализации креативных индустрий в апреле 2021 г.
Динамика капитализации креативных индустрий в апреле 2021 г.

Доходы и прибыль корпораций

Начиная с текущей отчетности, компании демонстрируют результаты, на которых в меньшей степени отразились ограничения, введенные для борьбы с пандемией – в него уже не попадает февраль 2020 г. Как мы отмечали ранее, результаты 2020 г. оказались неравномерными между различными секторами экономике. В частности, показатели продаж в креативном секторе превысили уровни экономики в целом: 16,3% против 6,4% соответственно.

Динамика продаж, относительно 2016 г.
Динамика продаж, относительно 2016 г.

В условиях глобального кризиса креативным компаниям, за счет меньшего уровня операционного рычага относительно остального корпоративного сектора, удалось избежать критичного падения показателей эффективности бизнеса: чистая прибыль креативной индустрии по итогам 2020 г. снизилась на 22% на фоне падения на 34,5% в среднем по рынку.

Динамика чистой прибыли относительно 2016 г.
Динамика чистой прибыли относительно 2016 г.

Баланс: Активы, Обязательства и Акционерный Капитал

Последствия экономического шока, наступившего после одновременно сжавшихся спроса и предложения, будут проявляться по меньшей мере в ближайшие 2-3 года. Новая статистика подтверждает данную гипотезу.

Для компаний, по которым статистика представлялась в нашем предыдущем обзоре, было зафиксировано снижение величины активов к базовому году, в креативном секторе - 2,7%. Для экономики в целом 13% к базовому периоду, а год к году -25%. С учетом новых данных отрицательная динамика сохраняется, но является менее выраженной: -1,8% для компаний креативных индустрий и -10,9% для корпоративного сектора.

Динамика активов, относительно 2016 г.
Динамика активов, относительно 2016 г.

Как мы отмечали ранее, при наступлении кризисных явлений, одной из ключевых мер для минимизации потерь является облегчение кредитной нагрузки на баланс и отчет о прибылях и убытках. Накопившиеся за 2017-2019 гг. запасы ликвидности и отложенный денежный поток позволили компаниям, относящимся к корпоративному сектору, сократить имеющуюся кредитную нагрузку: динамика объема обязательств ушла в отрицательную зону впервые за четыре года.

Компании креативного сектора, вопреки возрастающей нестабильности, сохранили объем задолженности на уровне, сопоставимом с 2019 г.

Динамика задолженности, относительно 2016 г.
Динамика задолженности, относительно 2016 г.

Возрастающий уровень спроса на креативные товары и услуги обусловил потребность креативного сектора в оборотных средствах. Вместе с этим, удовлетворенный спрос позволил достичь рекордного уровня запасов ликвидности – прирост к 2016 г. составляет 113,7%. Относительно 2019 г. показатель удвоился. Актуальным остается вопрос о дальнейшем использовании резервов. Менеджмент может принять одно из решений или различные комбинации из них:

1. Инвестиции в развитие бизнеса;

2. Погашение текущей задолженности;

3. Выплата дивидендов для поощрения акционеров.

Продолжаем следить за корпоративными новостями и итогами собраний акционеров анализируемых компаний.

За аналогичный период компании корпоративного сектора отчитались о сохранении запасов высоколиквидных активов относительно базового периода и почти трехкратном снижении относительно 2019 г.

Динамика высоколиквидных активов, относительно 2016 г.
Динамика высоколиквидных активов, относительно 2016 г.
Динамика акционерного капитала, относительно 2016 г.
Динамика акционерного капитала, относительно 2016 г.

Несмотря на все негативные внутренние и внешние факторы, рынок в целом, реализовал все доступные меры для поддержания уровня акционерного капитала. Креативный сектор, с результатом +23,9% к базовому периоду, оказался лучше подготовлен к текущему кризису – прочие индустрии экономики показали результат выше базового года +11,8%, тем не менее утратили достижения последних 2-х лет.

Таким образом компании креативного сектора, в силу специфики совей деятельности, оказались лучше подготовлены к глобальному экономическому спаду – меньшая доля постоянных издержек в структуре их бизнеса, позволила нивелировать снижение продаж.

Как отмечалось в начале статьи, излишек денежных средств домохозяйств, сформировавшийся в результате снижения объективного спроса, был перенаправлен потребителями в сектор креативных индустрий для преодоления негативных эмоциональных последствий кризиса.

Вместе с этим получает дополнительное подтверждение гипотеза о том, что необходимость вести бизнес в высококонкурентной среде и эволюционировать в соответствии с изменяющимися потребностями рынка, сделала креативный сектор более динамичным и способным отвечать на широкий спектр внешних вызовов.

На наших каналах в Яндекс.Дзен и Telegram еженедельно выпускаются новые обзоры, аналитика и дайджест новостей.

Заявки на аналитику по интересующим Вас направлениям, просим оставлять в комментариях к статьям – мы обязательно включим их в план исследований.

С уважением,

Аналитический Центр Creative Investments

-8