Найти в Дзене
Pear

ПОЧЕМУ ПРОГРАММИСТЫ СКОРО БУДУТ ПРАВИТЬ МИРОМ?

История группы «Шалтай-болтай», хакерские скандалы, происходящие все чаще, говорят о том, что так называемая мировая элита стремительно утрачивает свой статус. На смену бизнесменам-традиционалистам, политикам, чиновникам-коррупционерам и силовикам пришли программисты. Просто это еще не очень заметно. Надутая тупость и понты уже не катят Действительно, возьми обычного российского, китайского или американского чиновника, а то и предпринимателя и попроси его сделать простейший одностраничный сайт на HTML, на котором будет изображаться классическая строчка «Hello, world!» — он не сможет этого сделать. А главное — такой усредненный персонаж не сможет этому научиться, хотя поиск в Сети и усвоение знаний заняли бы минут двадцать. А почему не сможет? Потому что «элита» не имеет базовых знаний о том, как устроен Интернет. Да что там Интернет — они информатику в школе не учили. Понятие «алгоритмизация» им незнакомо. Некоторые, правда, выучили словосочетание «дорожная карта», но им только кажется

История группы «Шалтай-болтай», хакерские скандалы, происходящие все чаще, говорят о том, что так называемая мировая элита стремительно утрачивает свой статус. На смену бизнесменам-традиционалистам, политикам, чиновникам-коррупционерам и силовикам пришли программисты. Просто это еще не очень заметно.

Надутая тупость и понты уже не катят

Действительно, возьми обычного российского, китайского или американского чиновника, а то и предпринимателя и попроси его сделать простейший одностраничный сайт на HTML, на котором будет изображаться классическая строчка «Hello, world!» — он не сможет этого сделать. А главное — такой усредненный персонаж не сможет этому научиться, хотя поиск в Сети и усвоение знаний заняли бы минут двадцать.

А почему не сможет? Потому что «элита» не имеет базовых знаний о том, как устроен Интернет. Да что там Интернет — они информатику в школе не учили. Понятие «алгоритмизация» им незнакомо. Некоторые, правда, выучили словосочетание «дорожная карта», но им только кажется, что они постигли, что это такое. Мы же видим, как в решении управленческих проблем элита применяет этот красивый термин совершенно бессмысленным образом. Так, брякнет какой-нибудь дорогой пиджак с умным видом что-то на пресс-конференции.

Ручное управление больше невозможно

Меж тем сама мировая среда управления инфраструктурой развитых и сочувствующих им стран в последние десятилетия радикально изменилась. Автоматизация внедряется везде, где только можно.

Если раньше за то, куда пойдет поезд, отвечал живой стрелочник, сидевший в допотопной будке и смотревший по старенькому телевизору «Аншлаг», то сегодня за логистику железнодорожного транспорта отвечает сложное программное обеспечение. То же — в авиации и регулировании потоков автотранспорта. То же — в энергоснабжении и прочем ЖКХ, банковском секторе, средствах массовой информации, инфраструктуре связи.

И даже в армиях, потому что пехота с механическими автоматами и танки без компьютерной начинки сегодня ничего не решают. Нельзя теперь задавить противника числом, теперь можно только изощренным умением.

Нельзя контролировать то, что не понимаешь

-2

Традиционная элита думает, что она управляет теми, кто управляет программным обеспечением. То есть, она считает, что может купить и запугать любого программиста. Или, скажем, взять его на работу в спецслужбу, чтобы он тоже мог немного запугивать тех, кто ниже его по статусу.

Все лишь выглядит так, но самом деле это самоуспокоительное заблуждение. Чтобы контролировать людей, нужно самому хотя бы в общих чертах представлять их профессиональные возможности. Говорить на их языке, уметь вникнуть в то, чем они занимаются на стратегическом уровне. Нынешняя элита этого не умеет.

Какие супервозможности есть у разработчиков ПО?

Если поизучать психологию программистов, то окажется, что очень многие их них прекрасно осознают, что настоящая элита — это они. Зарплаты у разработчиков — уже одни их самых высоких на общем трудовом рынке. Но почему сильные мира сего думают, что этого программистам достаточно?

Политики и традиционные бизнесмены, какими бы влиятельными они ни были, просто не представляют какие возможности имеет неприметный человек в очках и свитере, целыми днями глядящий на непонятные символы на мониторе и чего-то меняющий в них.

Программисты по всему миру уже начали переделывать планету под себя. Многие, например, слышали звон про программную технологию «блокчейн» и феноменально успешную криптовалюту биткойн. Но суть ее влияния на современный мир мало кто осознает. Упрощая, ее можно выразить так — банки больше не нужны. И банкиры больше не нужны, потому что они паразиты и просто наживаются на посредничестве в каждой транзакции. Банковские карты — в том виде, в котором они существуют — тоже не нужны. Мало того, бумажный доллар и другие валюты стремительно устаревают.

Технологии создания самообучающихся нейросетей достигли такого уровня, что искусственный интеллект на днях обыграл человека в покер. В покер, Карл! То есть программы научились блефовать убедительнее людей.

Созданы программные роботы, которые научились писать за считанные секунды безоценочные новости для лент информационных агентств. В США испытываются военные роботы, действующие по принципу роя насекомых.

Всё это ПО создает огромное сообщество программистов. И ни генералы, ни президенты, ни транснациональные бизнес-воротилы ни черта в принципах работы этих программ не понимают. Разбираются в них только сами разработчики.

Идет интеллектуальная революция

-3

Сейчас на наших глазах происходит тикая мировая революция. Старая элита быстро утрачивает реальный контроль над инфраструктурными системами, и не осознает этого. Если утрировать, то можно нарисовать такую картинку: генерал держит на мушке программиста, а тот в это время спокойно взламывает аккаунт этого самого генерала на нехорошем сайте и собирает его чувствительные личные данные. При этом на экране монитора нет никаких знакомых генералу картинок и слов — только какие-то точки с запятыми, аббревиатуры, числа, слэши и прочая заумь.

Самые умные банкиры по всей планете ринулись финансировать команды разработчиков, которые развивают блокчейн и строят на основе этой технологии новые финансовые продукты. Ну что, молодцы — в конечном итоге эти банкиры продержатся на плаву дольше других. Но и их сметет.

Штука в том, что программисты действительно переделают среду обитания под себя и других людей с достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы счастливо или не очень, но уверенно существовать в этой среде.

А вот тем, кто сегодня надувает щеки в президиумах, высоких кабинетах и штабах, в этом новом мире не будет места. Вся старая элита скатится на тот уровень, который соответствует ее компетенции. А это уровень управления коровником, мелкой городской бандой или, в лучшем случае — провинциальным магазином сантехники, караоке-баром или оптовой базой… Хотя нет, современная оптовая база — это уже сложно.

Программистов стало много. Очень

Вероятно, современные управители мировыми делами считают, что все это несерьезно, или что программистов просто мало. Ну, давайте посчитаем, скажем, для России. В 2010 году компания Microsoft оценила число действующих российских программистов в 350 тысяч человек. И заявила, что каждый год их становится больше на 20 тысяч. Значит сегодня разработчиков ПО в России около полумиллиона человек.

И мало кто из дорогих пиджаков вообще понимает, чем эта армия людей с рациональным и аналитическим складом ума занимается. А есть еще огромные социальные слои программистов США и Европы, Индии и Китая. Их нереально контролировать устаревшими силовыми и коммерческими методами. И они не хотят жить в мире, где государственная монополия на насилие реализуется с определяющим влиянием человеческого фактора.

Что они изменят?

Нетрудно спрогнозировать в какие сферы государственных и частных интересов придет сложное самообучающиеся ПО. Это диагностика в медицине, судебная власть (в том числе основанная на прецедентном праве), весь финансовый сектор, военная наука и управление сложными системами вооружений, вся связь на планете, контроль безопасности общественных пространств, управление погодой и так далее. Речь идет фактически обо всех сферах социальной и экономической жизни людей.

В будущем те, кто умеет создавать и обслуживать управленческие программные комплексы, станут настоящей элитой. Из всех сфер управления, где человеческий фактор (читай — коррупция, головотяпство и стяжательство) не важен, будут изгнаны некомпетентные, вороватые и властолюбивые ничтожества. И процесс уже пошел, просто, как говорилось выше, это еще не слишком заметно.