Найти тему
Версии жизни

Почему не прижился в школах второй иностранный язык?

Оглавление

Эксперимент Минобразования РФ по введению в обязательную часть школьной программы второго иностранного языка оказался несостоятельным. Разберемся почему?

Первые буквы на иностранном языке. Фото из открытых источников
Первые буквы на иностранном языке. Фото из открытых источников

У моих друзей дети-погодки учатся в московской школе в 5-6 классах. Однажды я стала свидетелем смешной сценки. За закрытой дверью мальчики выкрикивали по очереди иностранные слова и громко смеялись. Причем, один пытался говорить на французском, второй – на немецком.

Приятельница пояснила, что это идет игра в «симпозиум», но дети в течение года повторяют одни и те же слова и предложения. В освоении второго языка с места за год почти не сдвинулись. И это в хорошей школе, что же говорить о сельских?

При знакомстве с обстоятельствами изучения второго иностранного языка поражают формализм и равнодушие. Учителя пеняют на то, что на изучение языка в год выделено 36 часов. Час в неделю называют профанацией родители.

При плотной нагрузке в средней школе затрудняются найти мотивацию и ученики. Они не видят в этой затее никакого смысла и дружно пропускают занятия. Им дай Бог осилить один иностранный язык и не повторить ошибку прошлого, когда выпускники скромно писали в анкете: читаю и перевожу со словарем.

В сухом остатке остается нравственная составляющая – ученикам надо сделать вид, что они стали знатоками, а учителям поставить оценки за несуществующие знания.

Иллюзия целей

В нормативных документах ФГОС указана цель стандарта по введению второго языка – «чтобы новое поколение было эрудированным, чтобы свободно путешествовало по миру». Оставим формулировку без комментариев и подумаем о реальности. Благая цель расходится с действительностью по многим параметрам. Эрудицией выпускники школ явно не блещут. По опросам ВЦИОМ о свободном владении английским в РФ сообщают всего 5% опрошенных, немецким - 1%. И здесь явная заслуга репетиторов, а не школы.

Можно вспомнить недавние баталии по поводу отмены ЕГЭ по иностранному языку. Сейчас опросы показывают, что около 70% родителей встали на позицию отмены преподавания второго иностранного языка бесповоротно. Безусловно, лучше выучить один язык на хорошем уровне.

Меньшая часть сообщества в сетях считает, что знание языков большой плюс для конкурентоспособности в новом мире. В чужой стране выручает умение задать элементарный вопрос. Никто не спорит.

Но вернемся в реальность, когда карьерная мотивация и возможность путешествий резко сократилась из-за растущей бедности и эпидемии. А чрезмерная нагрузка, плохое качество преподавания, нехватка учителей, нежелание школьников учить второй язык остались.

Неудача ведет к отмене

В предстоящий учебный год будет разумно пересмотреть заложенную в стандарт норму обязательного изучения второго иностранного языка. Отмену «инновации» лучше провести, не затягивая до 2024 года, когда планируется перейти на новейший ФГОС.

Компетентные специалисты предлагают не продлевать агонию, которая произошла не только в провинциальных школах. Тратить деньги на дальнейшую разработку псевдо-проекта, с первых шагов показавшего несостоятельность, попросту не эффективно. Лучше направить силы и средства на то, чтобы школьники России знали один иностранный язык на достойном уровне и могли общаться без словаря.

Кто за отмену, поддержите. Кто против -выскажите свое мнение.