Спросил популярного блогера эмигранта Назара Илишева "Вдумчиво обо всем" о том, существует ли в России промывка мозгов.
Она есть на примитивном и крайне неэффективном уровне. Когда перед началом фильма появляется информация, что все сделано при поддержке Министерства Культуры, смешно это наблюдать.
Смешно наблюдать, когда Дмитрия Киселева называют пропагандистом, а себя считают свободными от пропаганды и носят футболки с надписями «USA».
Одна такая футболка в сто раз эффективнее Киселева, потому что никто это не сичтает пропагандой. И это просто оседает у вас в подсознании. В этом и заключается самая эффективная промывка мозгов по сути. Потому что в США нет такого Министерства Культуры, нет министерства пропаганды, а есть просто Голливуд.
Представьте, что в интернет-пространстве есть какой-нибудь очередной интернет-инфлюенсер, который сидит на западных брендах, бренд-контрактах и по велению своих спонсоров, как это часто бывает (по «рекомендациям» своих спонсоров), размещает у себя в твиттере какой-нибудь радужный флаг в «день гордости». Это разве не пропаганда?! Вот же она, пропаганда. Потому что у брендов есть определенные требования к нему, как он себя должен вести, что он должен говорить, какие ценности он должен представлять: он ведь «сидит» на этих рекламных контрактах, соответственно выполняет все «рекомендации», которые ему диктуют.
Самое важное здесь в том, что люди даже не осознают, что это пропаганда, вот в чем дело.
Тот же Таир Мамедов, которому заплатили за интервью у Дудя. И он сидит и рассказывает малолетним российским гражданам, какой в США рай. Вот где пропаганда. Но никто не понимает, что это пропаганда, поэтому она и эффективная.
А когда ты распознал пропаганду, она теряет свою силу. Поэтому вся наша пропаганда очень поверхностна и примитивна. И я бы даже не назвал это промывкой мозгов.
Говоря об ограничениях в России, я бы сказал, что в том же интернете вообще нет ограничений.
Виктор Байдаков: Обрати внимание, что многие «оппозиционные» блогеры в интернете, стали популярными за счет того, что идут вразрез складывающейся веками государственной идеологии и устоявшихся норм. Вопрос: стали бы они такими популярными, если бы не шли против? Если бы не пользовались таким приемом, который учитывает то, что многие люди любят «бунтарствовать»?
Назар Илишев: Конечно пользуются. Я, честно говоря, вообще не рассматриваю этих популярных людей, как отдельных творческих личностей. Я просто считаю их проектами: «Дудь» - хорошо спонсированный и продвигаемый проект, его профессионально ведет целая компания по раскрутке. Все эти «Эхо Москвы», «Дождь» и так далее. Всё это – коммерческие проекты. И они на тех же донатах собирают просто баснословные деньги.