Я выросла в такой семье, где мат был вообще недопустим.
За все мое детство я ни одного раза не слышала, чтоб мама или папа сказали матерное слово.
В школе тоже никто матом не ругался. Училась я в женской гимназии. Парней в у нас не было совсем. Девчонки были, конечно, разные, но ни одна не материлась.
Поэтому и я выросла такой, что мат, особенно в общении, меня ужасно коробил.
Я всегда воротила нос от таких парней, которые черкез каждое слово вставляют ругательные словечки. Особенно в общении с девушками. Хотя снисходительно относилась к тому, что они так общаются между собой. Лишь бы я не слышала. Ну и могла закрыть глаза, если человек был на эмоциях и выругался «по делу».
Мне кажется, что и сын мой пошёл в меня. Он и сам не матерится, и даже с осуждением относится к тем, кто ругается матом.
Знаю это потому, что он перестал общаться со своим дворовым приятелем, когда тот вырос и начал ругаться матом.
Вырос - это я имею ввиду, что из милого маленького ребёнка превратился в чуть более взрослого, на тот момент восьмилетнего, пацана.
У нас во дворе многие мальчишки этого возраста матерятся. Не хочется быть ханжой, но для меня это все же немного дико. И очень режет слух, когда такой мальчишка, в два раза ниже меня ростом, выдаёт тираду слов, от которых вянут уши.
И к моей радости сын с ними не общается и обходит таких ребят стороной.
В школе у них класс маленький - 7 человек. Матом ругается только один. Причём сын все время об этом говорит с каким-то ужасом: «Мама, представляешь, а Миша ругается матом».
И Мишу в классе никто в этом не поддерживает. Он не лидер и большинство с него пример не берет.
Ну и лучшие друзья сына тоже матом не ругаются. Пока.
Я понимаю, что рано или поздно мой сын все же дорастёт до такого возраста, когда начнёт материться. Уж подростки, да и тем более мальчики, практически все через это проходят. Но все же я рада, что в девять лет для него это неприемлемо.
Но я не могу похвастаться, что сын не ругается совсем.
Он ведь порой переживает негативные эмоции, сердится, злится, расстраивается. И в такие моменты может ругнуться.
Сначала он это делал так же, как и я: блинкал. На это я внимание вообще не обращала.
Но недавно я стала замечать, что когда он играет в телефон или Нинтендо и у него там что-то не ладится, он начинает выкрикивать фразу, от которой у меня мурашки по коже: «Горите в аду!»
Мне кажется, что до конца он не понимает, что это значит. Как выяснилось из нашего разговора, он услышал эту фразу в компьютерной игре «Чёрные души», ещё когда был на даче и смотрел, как старший брат его друга играет в эту игру.
Честно говоря, я пока ещё не проводила какой-то основательной беседы на эту тему, пока только подбираюсь к ней, но уже сказала, что так лучше не ругаться. Но сын все равно продолжает это периодически делать.
А ещё у моего сына есть два выражения, которые меня сначала веселили, но сейчас я тоже уже задумываюсь, стоит ли позволять так говорить.
Когда он удивляется или видит что-то новое, или когда я его о чем-то прошу, он говорит: «Господи Иисусе» или «Иисусе Господне».
Мне так и не удалось выяснить где сын услышал эти фразы. Мы с мужем так точно не говорим. Максимум, что можно услышать от меня, это «Боже!» и «Господи!»
Никакого конкретного я не называю.
А сын знает, кто такой Иисус Христос. Ещё в раннем детстве он видел у нас в квартире икону и называл ее «Сус Христус». Ну и я рассказывала немного сыну о Христе.
Но про то, что нельзя упоминать имя Господне всуе, сыну я не говорила.
Я и сама не настолько верю в то, что это страшный грех. Но все же меня всегда немного коробит, когда я слышу от ребёнка эти фразы. Но решимости запретить и уверенности, что это будет правильно, у меня нет. Поэтому пока я ни рыба ни мясо: и не одобряю, и не запрещаю.
Вот если б матерился, то тут у меня было бы мнение однозначное. Здесь все проще.