Найти тему

Образ Анны Брониславовны в сериале "И все-таки я люблю..." по сравнению с книгой

Продолжая разговор о героях сериала «И все-таки я люблю...» и их книжных прототипах, замечу, что второй по значимостью актерской работой без сомнения является героиня Веры Алентовой — Анна Брониславовна Легушова, свекровь главной героини Веры. Именно она в большей степени, чем Вадим, Катя и даже ее отец-интриган, играет ключевую роль в судьбе и Веры, и Риты. И дело отнюдь не в активной вражде к невестке, не в снобизме и не в склонности к авантюрам, а в чисто женской борьбе за свое гнездо. Приход новой хозяйки, с которой невозможно договориться по причине интеллектуального разрыва, боязнь за успехи и карьеру сына, а также здоровье мужа, брезгливость от того, что семейный очаг, как она считает, осквернен изменой, шок от смерти супруга и естественное желание найти виноватого, чтобы облегчить боль, - вот такая ядреная смесь чувств руководит Анной Брониславовной в первой части сериала.

Кадр из сериала. Источник Яндекс.Картинки
Кадр из сериала. Источник Яндекс.Картинки

А затем она теряет надежду побыть в роли бабушки, когда Вадим и Катя надолго уезжают за границу. В сериале видно, какое сакральное значение Анна Брониславовна придает кроватке, игрушкам, занавескам в детской, а в итоге все это оказывается ненужным. Тут она начинает вспоминать о Вере, которая, будучи сиротой, наверняка нуждалась бы в ее поддержке, советах и родственном тепле, даже на расстоянии. Просто по банальному недомыслию и неумению просчитывать вперед Анна Брониславовна не поняла этого раньше, когда думала только о карьере сына и союзе с «хорошей семьей».

Имел здесь место и удар по самолюбию, хоть это и отходит на второй план: если бы супруг Анны Брониславовны был жив, семья Кати вряд ли могла так отшить сватов. Но теперь пожилая женщина воспринималась просто как номинальный родственник — не «бедный», конечно, но явно стоящий на другой ступени.

Поэтому в итоге героиня оказывается на обочине жизни, нужная лишь домработнице Глаше, не столько как работодатель, сколько как единственный близкий человек. И тут случается непредвиденное: ей предлагают взять на воспитание девочку, которая с высокой долей вероятности может быть ее внучкой. Конечно, тут Анна Брониславовна проявила свои лучшие качества, точнее нашла им применение. Но будем честны: она взяла Риту только потому, что Вадим с семьей были далеко и на тот момент не собирались возвращаться. Если бы они жили хотя бы в одном городе, она никогда бы не рискнула отношениями с сыном ради бедного подкидыша, даже если бы и искренне жалела его.

Последнюю встречу бывших свекрови и невестки можно назвать самым острым моментом в сериале. Вера здесь не вызывает сочувствия хотя бы потому, что месть свекрови больно ударяет и по Рите, о которой она в этот момент не думает (или напротив, думает наказать ее за то, что прониклась благосклонностью к бабушке). Но и Анна Брониславовна ведет себя странно, прося Веру отказаться от дочери, но так и не признавая своей несомненной причастности к их сломанной судьбе. Сложно судить, чем бы все кончилось, не попади бедная женщина под машину, поэтому здесь Елена Харькова пошла по пути наименьшего сопротивления.

Кадр из сериала. Источник Яндекс.Картинки
Кадр из сериала. Источник Яндекс.Картинки

А что же до различий между героиней, которую описал автор книги, и образом, сыгранным Верой Алентовой? В принципе внешне она очень хорошо вписывается в эту роль, хотя по роману Анна Брониславовна должна быть моложе. Но эти нововведения пошли на пользу: в сериале она была мужу боевой подругой и прошла с ним через много испытаний, а в книге их союз списан с какого-то плохого индийского фильма - «В столице, немного поскитавшись и поголодав, Аня совершенно случайно познакомилась с женой Николая Ефимовича, которая поселила ее в своем доме». Потом, когда генерал становится вдовцом, она спокойно принимает предложение руки, сердца и жизни в роскошной квартире: а что же не принять, когда идти все равно некуда? Это еще логично, но много на свете добрых фей, которые любят селить в доме своего мужа-генерала «совершенно случайных» знакомых, да еще молодых и красивых девушек?

Кроме того, в романе героиня вроде как аристократка безупречной породы и с незаурядным умом, но ее поведение и речь свидетельствуют о другом. Увидев сына после командировки с перевязанной головой, она кричит: «Вадюша! Эти капиталисты хотели тебя убить!, и клеймит за антисоветчину сына сослуживца мужа, как идейная коммунистка, - это когда у нее, на минутку, после революции убили всех родных! С таким прошлым, да и нынешним отнюдь не советским образом жизни, с чисто парижскими замашками типа «бутербродика с черной икрой и крошечного кусочка тортика с чашечкой кофе и виноградинками», она должна ненавидеть не капиталистов, а именно СССР. Пусть молча, пусть расшаркиваясь перед «шишками» из Политбюро ради благополучия сына — это можно было бы понять. Но то, что она в домашней беседе с мужем и сыном ругает врагов народа, будучи по сути одной из них, выглядит просто комично.

Еще один показательный эпизод — то, как книжная Анна разговаривает с сотрудницей милиции, когда та приводит Риту: «Она что, с нами судиться хочет?! Ну, милая моя, передайте своей подружке, что ничего у нее не выйдет! И нечего ко мне подсылать своих друзей из милиции и трясти у меня перед лицом красными книжечками. Я не боюсь! Так и передайте ей: я не боюсь!»

Боже, как ужасен этот язык! Я понимаю, Анна Брониславовна жила в СССР, населенном, по разумению автора, только лицемерным истеблишментом и неотесанным быдлом. Но где же все заповеди про интеллигентность, присутствующую в крови? Дама в белоснежных воланах и серебряных камеях высказывается в духе злобной вахтерши или продавщицы на рынке, куда аутентичнее, чем все эти нарочитые «екарные мамаи»и «тудыть-растудыть» от жителей барака. Осталось только сразу перейти с инспектором на «ты».

А кроме того, в сериале хорошо показаны изменения в уровне жизни Анны Брониславовны после смерти мужа и жертвы, на которые она вынуждена идти ради Риты, - продажа любимой дачи, чтобы дать внучке образование, а затем всех драгоценностей, чтобы откупиться от Веры. В книге же Анна Брониславовна словно все берет из рога изобилия: и учителей на дом, и фортепиано, и лучшие вещи, и ежегодные поездки на море, и лечение в элитном санатории, и так далее, и деньги для Веры тоже как будто просто вынимает из кармана. Честно, я не знаю, как на самом деле в то время жили вдовы офицеров, но в сериале таким путем гораздо лучше раскрыли добрые качества этой женщины. В книге же ну очень похоже, что она просто играет в куклы, ибо может себе это позволить.