В детстве у меня не слишком получалось рисовать. Мама легко могла срисовать что угодно, а у меня даже это выходило не ахти. Конечно, на уроках изо в школе я рисовала на "5", но мне это стоило большего труда, чем другим одноклассникам. И после школы я иногда что-то рисовала, но всегда присутствовало чувство, что нечего этим заниматься, все равно не получится.
Дети и рисунки
Когда в 2013 году я стала преподавать младшим школьникам, это было и сложно, и радостно одновременно. Сложно - потому что я никогда не работала с детьми и не собиралась, но директор районного центра досуга попросту поставила меня перед фактом: "дети записались, другого педагога нет, кроме Вас".
А радостно было оттого, что эти дети все как один ужасно любили рисовать. Вскоре я поняла, что они специально мне приносят свои художества, причём некоторые были действительно талантливы. Все эти рисунки я до сих пор храню.
Я своими глазами видела то, о чем говорил Пикассо: "каждый ребёнок - художник, главное, сохранить в себе ребёнка, когда художник вырастет". У моих учеников было огромное желание попробовать (нарисовать; сказать или написать что-то по-английски) и - получить если не похвалу, то одобрение и поддержку. Видимо, именно этот ресурс присутствовал у меня в неограниченном объеме, и это отражалось на результатах.
Найти в себе ребёнка
А потом наступил момент, когда и Юлия Николаевна стала рисовать для своих учеников. Это были маленькие картинки за правильно выполненные контрольные работы. Я уже не помню, что и кому я нарисовала впервые. Это было что-то простое, вроде котика или зайца с пухлыми щеками, но восторг вызвало неописуемый. Может быть, я производила впечатление строгого, серьёзного учителя, и веселые картинки от меня были полной неожиданностью.
Одновременно это стало стимулом для моих групп 3 и 4 класса лучше писать свои контрольные. Скоро мне уже пришлось расширить свой "арсенал": помимо котиков и зайцев, стали появляться мыши в сыре, чайные пары, капкейки, весёлые поросята, грибы. Дети были в восторге; а я... я понимала, насколько нам всем, независимо от возраста и статуса, нужно принятие и восхищение.
Рыба на дереве
Я не стала рисовать чаще, чем приходилось на тех уроках, но я теперь точно знала, что я могу и придумать? и передать образ. Возможно, я научусь-таки рисовать, но важно не это. Пользуясь метафорой Эйнштейна, нельзя заставить рыбу лазать по деревьям, но можно не вдалбливать ей, что она рыба, и ей нечего делать на дереве. Даже если она не залезет на вершину и вернётся в море, она запомнит, что смогла сделать больше, чем другие рыбы.
Юлия Н. Шувалова, май 2021 года