by Jim Graves
SoF, March 1982
Управляющий редактор SoF Джим Грейвс находился в Южной Африке 25 ноября 1981 года, когда произошел неудачный рейд наемников на Сейшельские острова. Вот его отчет из Йоханнесбурга:
В течение трех часов 65 пассажиров рейса 224 Air India сидели в изнуряющей жаре и темноте, освещаемой только вспышками выстрелов и полосами трассирующего огня за пределами самолета. В темноте глухие удары и последующие БАМ! взрывающихся минометных мин казались страшнее.
Их ожидание закончилось, когда в сопровождении пожилого человека с седой бородой Ван Дайка и отзывавшегося на имя Том, вернулся капитан Air India Умеш Саксема. Пока Том смотрел на люк, а второй мужчина проверял список, вошли вновь прибывшие пассажиры и двинулись по темным проходам к пустым местам.
Закончив перекличку, Саксема и Том вошли в кабину, и двигатели Боинга 707 были запущены. Через несколько минут рейс 224 вырулил на взлетно-посадочную полосу и вылетел из аэропорта Маэ на Сейшельских островах.
После того как самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы, вновь прибывшие пассажиры спонтанно начали хлопать в ладоши под припев «Louis the Min-day Train». Хотя преимущественно индийские и черные пассажиры этого не понимали, эта песня означает конец военной службы для южноафриканских военнослужащих.
Когда они поднялись в воздух, в салоне зажглись огни. 65 пассажиров увидели, что почти все люди, взошедшие на борт в Маэ, были вооружены автоматами АКМ и пистолетами. Некоторые складывали оружие на багажные полки над головой. А когда рейс 224 из Солсбери в Бомбей через Сейшельские острова повернул обратно в Йоханнесбург (Южная Африка), вновь прибывшие пассажиры сказали старым, что они угнали самолет, чтобы положить конец неудавшемуся перевороту на Сейшельских островах.
Пассажиры, пришедшие первыми, сидели ошеломленные, но, когда самолет набрал высоту, угонщики заверили их, что они не причинят им вреда, и некоторые наемники начали помогать стюардессам подавать напитки. Один пассажир до того был шокирован, услышав это, что он просто спросил обслуживающего персонала, может ли он заплатить за свой напиток американскими долларами или дорожными чеками. Когда закончилась Кока-Кола, наемники достали личный НЗ и разделили его.
Все пассажиры рейса 224 стали участниками одного из самых поразительных и запутанных рейдов наемников, которые когда-либо предпринимались. Рейд возглавил «Том Преториус», псевдоним легендарного «Бешенного» Майка Хора, до 1966 года командовавшего 5 Коммандо в Конго, одного из самых известных наемников в мире - и, пожалуй, самого успешного до сих пор.
44 человека, взошедшие на борт рейса 224 в Маэ, были частью сил численностью примерно 100 человек, нанятых по $1000 каждый плюс $10 000 на человека, которые должны были быть выплачены после успешного свержения правительства президента Альберта Рене на Сейшельских островах - или «Островов любви», как называют его соотечественники - цепь островов в Индийском океане к востоку от южной части Африки.
Рене и 60 человек, обученные и вооруженные Танзанией, захватили Сейшельские острова в результате переворота 1977 года, изгнав Джеймса Манчема. Предполагается, что Манчем, живущий в изгнании в Лондоне, был заинтересован в попытке переворота и что он, возможно, получил финансовую помощь от своего друга Аднана Хашогги - торговца оружием из Саудовской Аравии, одного из самых богатых людей в мире и по совместительству крупного землевладельца на Сейшелах.
Кто бы ни вложил деньги, определенно вложил достаточно. В течение 48 часов после окончания рейда, репортер Аида Паркер из йоханнесбургской газеты «The Citizen» получила документы, в которых подробно описывались финансовые договоренности и рекомендации человека, который проводил предварительную разведку.
Документы Паркер указывают на то, что было рекомендовано использование сил численностью 200 человек. На самом деле, 47 человек вылетели из Йоханнесбурга на Маэ 25 ноября, и группа неизвестного размера - первоначально сообщалось, что их было от 35 до 50, но теперь, согласно властям Сейшельских островов, всего восемь - прибыла на остров в качестве туристов до этой даты.
Планировщик заложил в бюджет общую стоимость операции в 5 миллионов долларов. Распределение расходов составило 3 миллиона долларов для штурмовой группы из 200 человек; $75 000 на предварительные расходы, включая проезд командующего и ответственного лица; $120 000 на парусную лодку и спецтехнику; $45 000 на аванс, включая аренду дома; $250 000 на аренду автомобиля, авиабилеты и другие дорожные расходы; $200 000 на оружие; $10 000 на средства связи; $10 000 на медицинские расходы; и 1 290 000 долл. США по статье «условные обязательства» (возмещение ущерба в случае смерти, госпитализации и компенсации за ранения).
В разведывательных документах, полученных Паркер, также отмечена Народно-освободительная Армия Сейшелл: ожидалось, что ее пехотное подразделение численностью 180 человек будет основным противником. Ее члены были вооружены автоматами АК-47 и 18 РПГ-7. У них также было 12 разведывательных машин русского производства с двумя ручными пулеметами, каждый из которых установлен сверху, но не спарен, шесть зенитных орудий Бофорс, шесть средних зенитных пулеметов и шесть Mini Mokes со смонтированными на них 75-мм безоткатными орудиями. Кроме того, 200 человек ополчения были вооружены винтовками Маузера.
Человек, проводивший разведку, сообщил, что оборона острова, похоже, была сосредоточена на отражении как морских, так и воздушных атак, и что багаж, прибывающий в аэропорт Маэ коммерческими рейсами, не подвергался досмотру.
План, который, по-видимому, был принят, включал в себя задействование от 100 до 200 человек в трехэтапной операции: 1, более 50 человек без оружия должны были прилететь коммерческим рейсом до 25 ноября; 2, вторая группа из 50 человек, прилетевшая 25 ноября под видом команды по регби, с оружием, спрятанным в чемоданах с двойным дном и сумках для гольфа; 3, нападение на военные и политические цели через две-три недели после 25 ноября, возможно, в сочетании с высадкой еще 100 человек с парусника.
Согласно сообщению, одной южноафриканской газеты, к руководству рейдом привлекли майора Джорджа Шредера, бывшего члена 5 Коммандо Майка Хора. Шредер утверждает, что после того, как он отказался от работы, ее предложили Хору, который жил в Хилтоне, Южная Африка.
Люди набирались по всей Южной Африке, но большая часть планирования, составления плана и вербовки происходила в Дурбане, Южная Африка, а именно в пабе отеля «Ривьера». В четверг по вечерам бывшие родезийские солдаты собираются в клубе «Le Chic» в «Ривьере». Ряд постоянных посетителей в очередной вечер четверга не явились домой сразу после рейда и, как говорили, путешествовали друзьями и соседями - предположительно, они действительно были среди нападавших.
Бывшие Родезийские солдаты, которые сейчас живут в Южной Африке, достигли разного успеха. Некоторые из них служат в силах обороны Южной Африки, но многие из них сочли южноафриканскую армию слишком ограничительной («It's a salute-it-if-itmoves-paint-it-if-it-doesn't army», - сказал один из бывший родезиец) и либо присоединились, либо ушли, как только истекли их одногодичные контракты. Некоторые бывшие родезийцы устроились в ЮАР охранниками, но эта работа рискованна.
Главные вербовщики для операции на Сейшельских островах - как сообщается, француз и бельгиец - нашли несколько новобранцев среди бывших родезийцев. Также предполагается, что некоторые из родезийцев, присоединившихся к операции, были выходцами из 6-го Reece Южной Африки («Красные дьяволы»), элитного подразделения коммандос, которые в основном состоят из родезийцев. В прошлом году 6-й Reece был слит с другим южноафриканским подразделением, 1-м Парабат. Также было завербовано более 20 южноафриканцев.
«Я просто скучал поэтому», - сказал один простой человек в баре отеля в Йоханнесбурге, который часто посещали бывшие родезийцы. «Я узнал об этом в прошлые выходные и согласился приехать в понедельник (23 ноября). Но когда мой контакт поговорил с лидерами, они сказали, что уже слишком поздно входить. Мне не очень понравился план - но что еще делать?»
Во вторник, 24 ноября, 44 человека, выдавая себя за команду по регби, сели в зафрахтованный автобус в аэропорту Яна Смэтса в Йоханнесбурге. Незадолго до того, как автобус отъехал, один из членов команды наклеил на него наклейку с надписью «AOFB '81» (прикрытие наемников состояло в том, что их команда по регби направлялась в «Ancient Order of Foam Blowers», фестиваль выпивки на Сейшелах). Когда их автобус тронулся, за ними последовала машина с двумя женщинами.
Автобус отвез «команду» в Эремело в отель Холидей Инн, где они переночевали. Женщины тоже остались в «Холидей Инн», но явно не общались с командой. В среду утром представители AOFB отправились на автобусе в Свазиленд, одно из независимых государств в Южной Африке. По пути в аэропорт Свазиленда Матсапа микроавтобус с тремя другими мужчинами присоединился к колонне, которая затем пересекла границу Свазиленда на пограничном посту Ошук.
После того, как команда и ее ручная кладь прошли досмотр - багаж не был ни обыскан, ни прошел через рентген - они сели на самолет Royal Swazi Airlines «Fokker F-28» на котором у них было забронировано 47 мест. Две женщины также поднялись на борт самолета. Рейс Royal Swazi Airlines сначала приземлился на Коморских островах (недалеко от Мадагаскара), где эти две женщины сошли. Некоторые южноафриканские газеты высказали предположение, что женщины сразу предупредили правительство Сейшельских островов, но это маловероятно с учетом того, что произошло потом.
Согласно некоторым источникам в Южной Африке и на Сейшельских островах, «Fokker» без происшествий совершил посадку и высадку пассажиров в аэропорту Пуэнт-Лару на острове Маэ, Сейшельские острова. Пилот Royal Swazi Airlines капитан Джеймс Фаркуарсон и первый офицер Боб Керр покинули аэропорт и на автобусе доехали до отеля. Три стюардессы свази остались с пассажирами, проходившими таможню.
Источники как в Южной Африке, так и на Сейшельских островах указывают на то, что другие люди ждали в аэропорту «команду» AOFB. Источники в обеих странах также указывают, что некоторые из «команды» уже прошли таможенную службу, когда произошел инцидент, который привел к бою в аэропорту.
По словам наемника, из Йоханнесбурга, оружие перевозилось в сумках для гольфа, и у таможенника возникли подозрения по поводу количества игроков в гольф в команде по регби. Заглянув в одну сумку, среди клюшек он увидел складной АКМ - и забил тревогу. С другой стороны, неназванный источник в полиции Сейшельских островов сообщил, что инцидент начался, когда таможенник обнаружил пистолет в чемодане с ложным дном. Этот источник сообщает, что наемники спрятали часть своего оружия в чемоданах с ложным дном, которые были укрыты среди рождественских игрушек из магазина игрушек в Йоханнесбурге. Игрушки были отмечены как подарки детям-инвалидам. Во время таможенного досмотра одно дуло пистолета выглянуло из праздничных пакетов.
Как бы то ни было, члены команды вытащили оружие и быстро заняли пассажирский терминал и диспетчерскую вышку аэропорта. Затем началась перестрелка с войсками, расквартированными на окраине аэропорта.
Фаркухарсон, пилот Royal Swazi Airlines, сказал, что ему позвонил в отель один из людей, который рассказал ему о попытке государственного переворота и его провале: вернется ли он в аэропорт и вылетит?
Фаркухарсон отказался.
Его согласие не помогло бы - поскольку военные Сейшельских островов дважды выстрелили из РПГ-7, выпотрошив двухмоторный самолет Royal Swazi Airlines, который представлял собой весь воздушный флот Свазиленда, чтобы предотвратить его взлет.
Тем временем рейс 224 Air India вылетел из Солсбери. Примерно в 22:10 капитан Саксема безуспешно пытался вызвать башню Пуэнт-Ларю. В 22:27, за три минуты до его запланированного времени приземления, башня в Пуэнт-Ларю вышла на связь и дала ему разрешение на посадку, но попросила приземлиться подальше на взлетно-посадочной полосе. Саксема спросил: "Насколько подальше?" Он не получил ответа.
С опущенными полностью закрылками и на посадочной скорости Саксема едва не выехал на взлетно-посадочную полосу, когда увидел на ней два Ленд Ровера перед собой. Он не мог прервать посадку, поэтому он поставил самолет и начал маневры уклонения. Он уклонился от первого, но правые закрылки 707-го сильно ударили по второй машине.
«В тот момент, когда колеса коснулись асфальта, посадочные огни выключились, и мы вырулили в темноте к зданиям аэровокзала», - сказал Саксема. Когда двери самолета открылись, двое вооруженных мужчин поднялись на борт и приказали экипажу выключить свет в салоне и приказали пассажирам опустить жалюзи.
Один из них просто сказал пассажирам, что они не пострадают, и попросил не обращать внимания на удары или шум вокруг самолета, когда его люди проверяли борт (на самом деле они заправляли самолет). Саксеме и второму пилоту С. Н. Мисре приказали пройти к терминалу. Когда пилот, который еще не осознавал, что происходит, шел к терминалу, он услышал стрельбу из нескольких точек вокруг аэропорта. После задержания в терминале двум пилотам было приказано осмотреть взлетно-посадочную полосу, чтобы убедиться, что взлет возможен.
Взлетно-посадочная полоса была свободна. Осмотр правых закрылок бортинженером П. В. Джоши, сделанный на коленях, в то время как стрелковое оружие и минометы озаряли темноту, показал, что они застряли под углом 40 градусов, что создавало бы слишком большое сопротивление для безопасности. Однако Саксема решил попытаться влететь после того, как 44 наемника погрузились на борт (с мертвым товарищем, которого погрузили в грузовой отсек).
Том, лидер наемников, сказал Саксеме лететь в Йоханнесбург. Когда зажегся свет, пассажиры Air India увидели 44 наемника, в том числе одного с огнестрельным ранением. Кейптаун, Южная Африка, владелец магазина, который был пассажиром, рассказал Йоханнесбургской «Sunday Tribune»:
«Пит - один из наемников - купил выпивку для белой родезийской девушки через проход от нас. Он и Линн - так ее звали - пили из одного стакана. Он был очень дружелюбен по отношению к ней и через некоторое время заснул, положив голову ей на колени и держа пистолет у ног».
Когда рейс 224 вошел в воздушное пространство Южной Африки, власти страны, которые, возможно, знали о происходящем к тому времени, направили самолет в Дурбан, где он приземлился в аэропорту Луиса Боты в 5:00 утра.
После шести часов переговоров наемники отпустили пассажиров. Затем южноафриканская полиция поднялась на борт и увела 44 оставшихся мужчины. Наемники сначала были доставлены на авиабазу Вандербум недалеко от Претории, затем в центральную тюрьму Претории и, наконец, были переведены в тюрьму Сондеруотер возле Куллинана, Трансвааль.
Один из первых 47 человек, прибывших на Royal Swazi Airlines, был убит в бою у Пуэнт-Ларю. Двое, Обри Брукс, родезиец, и Роджер Инглэнд, британец, остались, чтобы сдерживать войска Сейшельских островов, пока самолет Air India взлетал. Оба мужчины были схвачены, как и пятеро из передового отряда из восьми человек, прибывшего до 25-го числа. Полиция Сейшельских островов сообщила, что трое скрываются в зеленых холмах острова длиной 28 км и шириной 8 км. Среди них Чарльз Дюк, опознанный как американец.
Одним из немногих, кого опознали из 44 угонщиков самолетов, был Питер Даффи из Дурбана. Даффи, известный в Дурбане фотограф-фрилансер, служил в составе 5 Коммандо Майка Хора в Конго.
2 декабря ЮАР освободила 39 из 44 наемников без предъявления обвинений. Остальные пятеро, включая лидера - Майка Хора и 43-летнего Мартина Долинчека, были обвинены в похищении и освобождены под залог. Залог Хора составил 10 500 долларов. Долинчек признался, что является высокопоставленным офицером южноафриканской разведки.
Обвинения в похищении, выдвинутые против этих пятерых, очевидно означают, что они не будут переданы в суд в соответствии с жестким законом Южной Африки о борьбе с угонами самолетов, который предусматривает наказание до 30 лет и обязательный минимальный срок наказания в пять лет.
Меньшее обвинение может быть трудно доказать, поскольку наемники никогда не намеревались удерживать 65 пассажиров и 14 членов экипажа с целью получения выкупа. Кроме того, маловероятно, что индийцам или другим иностранцам, находившимся на рейсе, их правительства разрешат вернуться в Южную Африку для дачи показаний.
Согласно списку, опубликованному правительством ЮАР 3 декабря, среди 44 наемников было 23 южноафриканца, девять британцев, пять родезийцев, два западных немца, один ирландец, один американец, один австралиец и один австриец. SoF опознал американца как Барри Фрэнсиса Гриббона.
Один простой житель Йоханнесбурга, который знал об операции и знал некоторых из участников, с которым я связался в субботу, 28 ноября, и спросил о рейде, сказал: «Ну, это определенно дурная идея, попробовать вот так пронести оружие через аэропорт. Лучше спуститься (с парашютом) или высадиться на лодке».
Предположительно думая о своих друзьях, он поднял стакан и внятно сказал: «Удачи, друзья».