Найти тему
Исторические сражения

Почему крысы стали деликатесом через несколько месяцев осады Парижа

Многие задаются вопросом, почему город оказался в бедственном положении, хотя осада длилась чуть больше четырех месяцев...

Франция по праву считается мировым центром кулинарного искусства. Именно искусства, поскольку кулинария как факт в той или иной степени присуща всему человечеству. Но только во Франции придумали высокую кухню и рейтинг Мишлен, сотейники и три вида загустителей для соусов ру. Неудивительно, что именно выходцами из Франции были наиболее прославленные гении кухонного мира. И в каких только номинациях они не побеждали!

Фрасуа Ватель бросился на шпагу, когда решил, что поставка рыбы задерживается. Огюст Эскофье придумал систему подачи блюд по карте – то есть то, что сегодня принято называть меню. Люсьен Оливье, переехавший в Россию, дал человечеству салат имени себя. Александр Этьен Шорон стал знаменит тем, что предлагал посетителям своего заведения очень смелые блюда, приготовленные из не совсем традиционных продуктов. Как современный гурман отнесется к таким изыскам, как фаршированная голова ишака (в качестве рождественского блюда, между прочим) или запеченная кошка в окружении крыс? Тем более, что в названиях этих не использовались метафоры. И они представляли из себя именно то, что эти названия и содержали.

Меню ресторана "Voisin" на 25 декабря 1870 года (3 месяца осады): тут и бульон из слона, и тушеная кенгурятина, и мясной микс из кошек и крыс. Взято из: "L'art culinaire français"
Меню ресторана "Voisin" на 25 декабря 1870 года (3 месяца осады): тут и бульон из слона, и тушеная кенгурятина, и мясной микс из кошек и крыс. Взято из: "L'art culinaire français"

Нас вряд ли прельстят кушанья, какие подавали в заведении Шорона. Хотя к ним полагались изысканные вина из лучших виноделен Франции. И элитный ресторан "Вуазен" премиум-класса, в котором творил этот шеф-повар, располагался не где-нибудь в Китае, а в самом центре Парижа. И еда эта готовилась не для сбрендивших гедонистов, а для самых настоящих толстосумов, привыкших получать за свои денежки все самое лучшее. Просто так уж получилось, что самые знаменитые свои рецепты Александр Шорон придумал в год 1870. Аккурат тогда, когда Пруссия полностью блокировала Париж и там начался голод.

То, что пруссаки вот-вот дойдут до столицы в правительстве Наполеона III поняли очень скоро. И стали готовить город к серьезной осаде. Со всей округи собиралась провизия, для размещения которой построили новый огромный центральный склад. А различный скот и вовсе сгоняли в Париж своим ходом – все сады и скверы, вплоть до Тюильри и центральных бульваров походили на скверную иллюстрацию к каким-нибудь буколикам, поскольку коровы и овцы паслись везде, где только обнаруживался хоть какой-то клочок зелени.

Очередь в бесплатную столовую в осажденном Париже. Художник: Henri Pille
Очередь в бесплатную столовую в осажденном Париже. Художник: Henri Pille

Бисмарк тоже понимал, что атака на Париж неизбежна. Но только идти на решительный штурм он не хотел. Поскольку перед штурмом положено устраивать артиллерийскую подготовку, приводящую к серьезным разрушениям застройки. И политик (премьер-министром Бисмарк стал в 1862, канцлером Союза – в 1867) опасался, что радикальные действия прусской армии по штурму столицы Франции здорово взбудоражат мировую общественность. И тогда в мире начнется компания, малоприятная немецким землям, которые вот-вот получится объединить. Поэтому прусские вояки решили, что имеет смысл заморить парижан голодом. А они, такие изнеженные и ранимые, чувствительные к понижению комфорта, сдадутся сразу, как только закончится молоко для утреннего кофе.

Еды в Париж, казалось бы, натаскали много. Но вот власти не учли, что в столице и армии окажется чуть больше, чем принято по штату военного времени. И крестьян из окрестных деревень наберется столько, что прокормить их не будет никакой возможности. Так что первые три месяца глухой блокады парижане худо-бедно пережили. Но потом начались иные времена – мясные закуски закончились.

Сестра милосердия спасает ребенка. Париж, зима 1870-71. Художник: Gustave Doré
Сестра милосердия спасает ребенка. Париж, зима 1870-71. Художник: Gustave Doré

Понимая, что такую прорву народа не прокормить на подножном корме, стали пускать под нож лошадей. Сначала тех, что попроще и подешевле. Потом дошли до премиальных скакунов. Даже подарок нашего царя Александра Наполеону (элитные рысаки) в конечном итоге ушли к мясникам. За ними последовали ослы и жилистые, жесткие мулы. А там уж дошли и до зоопарков – частных и муниципального.

Сперва подъели всех травоядных вроде антилоп, яков и пары слонов, носивших имена Диоскуров (по поводу кулинарной ценности слонины мнения разделились: кто-то оказался в восторге, а любителям диетического стола показалась она излишне жирной). Особым успехом пользовались кенгуру. Пытались загнать мясникам носорога (или бегемота – тут источники расходятся), но владелец запросил слишком много, и экзотическая животинка сумела дожить до конца войны. В теории имелись обезьяны (как НЗ), но, как решили обыватели (а учение Дарвина в ту пору только набирало ход), обезьяны слишком близки людям и почти родня. А потому трогать их не стоит.

Торговец крысами в осажденном Париже. Художник: Narcisse Chaillou
Торговец крысами в осажденном Париже. Художник: Narcisse Chaillou

За травоядными ожидаемо пошли хищники. Волки, рыси, барсы. Тигра трогать не стали. Посчитали слишком опасным при забое. За зоопарковской коллекцией устроили ревизию в частном секторе, выуживая с улиц собак и кошек, находя их достойной заменой баранине и крольчатине. Птиц тоже подъели. А затем весь город переключился на крысиную охоту. Этими зверьками торговали даже разносчики. И, как говорят свидетели, к числу дешевой провизии крысы не относились.

В городе пожгли почти всю мебель и уличные деревья – дрова тоже не подвозились и скоро подошли к концу.

Почти доведя Париж до ручки, пруссаки вдруг начали артиллерийский обстрел города. Дело в том, что распутица затрудняла снабжение войск, блокировавших Париж. Армия Пруссии, по сути, тоже голодала. И тогда Бисмарк отдал приказ начать бомбардировку города.

Прусские артиллеристы под Парижем, 1870 год
Прусские артиллеристы под Парижем, 1870 год

В Париже во время осады несколько раз пытались ее прорвать. Все разы безуспешно. Потом начался голод и люди пали духом. Так что через три дня интенсивного обстрела Париж сдался без всяких условий и гарантий.

Интересно мнение специалистов о причинах голода во французской столице. Считается, что люди не поняли серьезности момента, отчего не перешли на жесткий контроль над распределением пищи и не желали вводить рационы. Попросту говоря, проигравшие проигнорировали карточную систему, поэтому в итоге и проиграли – система рационов позволяет более бережно использовать ресурс. И в равной степени поддерживать и богатеев, и народ попроще, победнее.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала