В разных публикациях Беларусь часто называют самой советской страной на постсоветском пространстве. Тон публикаций зависит от риторики автора: в одном случае, это ностальгия по временам СССР, в другом - констатация «рыночного социализма» без явного расслоения общества.
В Беларуси действительно до сих пор сильна советская модель в экономике. Это означает, что все экономические отношения строго регулируются государством, а доля малого бизнеса совсем невелика. Рыночная экономика построена на плановой (Госплан), а новые государственные институты уживаются с советской системой управления. Один из основных поводов для гордости руководства республики это то, что Беларусь не пошла по пути «рыночной прихватизации» и «страну не распродали».
Один из флагманов белорусской экономики, который «не распродали», это Минский тракторный завод. В эти дни предприятие отмечает 75 лет со дня основания – 29 мая 1946 года. В моей пестрой трудовой биографии есть несколько лет, связанных с МТЗ – я работала здесь с 1984 по 1988 годы. В то время я училась сначала на вечернем, а затем заочно на юридическом факультете и работала на складе. Одно из ярких воспоминаний, это когда ты идешь утром на работу в широком людском потоке, а тебя встречает музыка из окон заводоуправления.
Сегодня на МТЗ был день открытых дверей и я, включив «режим блогера», поехала туда, чтобы пройтись по старым местам. Мне было очень интересно побывать там спустя столько лет.
Конечно, МТЗ совсем уже не тот, что был когда-то. Теперь это «МТЗ-Холдинг», в который входит десять предприятий. Многие процессы автоматизированы, и численность сотрудников существенно сократилась. Так, если в 2011 году на предприятии работало около 30 тысяч человек, то сегодня, по информации с официального сайта МТЗ – более 16 тысяч сотрудников. Сборочные производства завода размещены и за пределами республики. Основной импортер техники МТЗ – Российская Федерация (более 95%).
Следуя современным трендам, на МТЗ открыто направление промышленного туризма. Участники тура знакомятся с историей развития Минского тракторного завода, пройдутся по улицам предприятия и побывают в цехах. В одну из опций входит и посещение Музейно-промышленного центра трудовой славы. Центр был открыт в 2017 году.
Если честно, я сегодня искренне порадовалась своей сопричастности с легендарным заводом. Безусловно, там есть свои трудности, и не все так благостно, как показывали в старых производственных фильмах наподобие «Весна на Заречной улице». Трудовой порыв, «стахановцы» и тому подобное уже не работает, но наверняка есть что-то другое, что удерживает этих людей на своих рабочих местах. Кстати, на тракторном всегда было много трудовых династий.
Я надеюсь, что опыт старых мастеров – я говорю сейчас не только про МТЗ, но и другие промышленные предприятия – не будет утрачен. Конечно, современные производства это во многом высокотехнологичные производства, с минимальным присутствием человека. Но есть то, что машины не способны сделать. Это профессиональный опыт, мастерство. Что тут говорить – когда-то в Советском союзе было отличное техническое образование и учителя. Чего нельзя сказать о сегодняшних вузах, к сожалению.
Спасибо за ваши лайки и поддержку.