Закончился очередной учебный год и перед многими выпускниками стал вопрос о поступлении в высшие учебные заведения. Но уже в 2020 году был зафиксирован спад желания современной молодежи получать высшее образование и идти по стопам родителей.
Если верить статистике Министерства просвещения РФ- 50 % девятиклассников всей страны выбирают поступление в колледжи и техникумы. Молодые люди в основном ссылаются на то, что поступить в ВУЗ сложно и дорого.
Школьных знаний катастрофически не хватает, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ нужна дополнительная подготовка иногда не самостоятельная, а с репетиторами, элементарно для того что бы хватило баллов для поступления.
А у родителей порой не хватает на это денег, потому как многие семьи погрязли в долгах перед банками (у кого оформлена ипотека, кто-то однажды позволил себе путешествие за границу в долг, а кто-то просто в кредитах завис).
Обидны и такие случаи, когда ребенок в силу своих данных и стремлений поступает на бюджет, а родители или попечитель не в состоянии содержать ребенка еще 4-6 лет учебы в столице или в любом другом городе, где не проживает его семья.
К сожалению на нынешнюю стипендию студент не может прожить самостоятельно, а многие ВУЗы не предоставляют общежитие.
И еще одной из немаловажных причин, по-моему, стало понимание молодежи, что даже окончив ВУЗ и имея диплом, многие остаются не востребованными. Нет гарантии в том, что они получат хорошее место, с достойной зарплатой. Отсюда молодые люди делают вывод, что аттестат о полном среднем образовании дает аналогичные шансы.
И мы родители понимаем, что многим стало не по карману высшее образование детей, к тому же оно в современном мире перестало давать конкурентные преимущества. А после пандемии, когда многие освоили интернет, получить доходную специальность стало легче онлайн, да и выбор оказался огромен! Про качество я не говорю...
Теперь появилась возможность, для тех кто сдает ЕГЭ - учебные заведения вправе устанавливать третий ЕГЭ из нескольких вариантов на выбор абитуриента.
И тут вспоминаются 90-е годы, у нас тоже был выбор темы сочинения на вступительных экзаменах- тем было всего три. Первые две по произведениям, а третья свободной (на выбор из трех предложенных, например;, "Что такое счастье?"). На самом деле — прекрасная возможность проявить свои литературные способности!
Такой возможностью воспользовалась я, когда поступала в институт. Но и тогда были подводные камни... У нас например, в институте с первого письменного экзамена отсеивали больше 50% -60% поступающих.
На доске по результатам экзаменов вывешивались списки тех, кто получил четверки и пятерки, тех же кто получили оценку ниже четверки вообще в списках не было.
Когда я не нашла свою фамилию в списках, я была удивлена! В школе учитель русского языка и литературы всегда хвалила мои сочинения, поэтому я была уверена, что обязательно сдам этот предмет. А тут, меня нет в списках...
Я не поверила и была настроена решительна, тем более мне совсем не хотелось огорчать маму, которая лежала в больнице на операции, а я оставалась за старшую в доме.
Без малейшего сомненья в своих способностях, я пошла прямиком в деканат и потребовала показать мне мое сочинение. На что секретарь ответила мне указав на дверь соседней комнаты в которой лежали стопы листов с "неудовлетворительными" оценками за сочинения.
-Хотите искать? Пожалуйста, — ищите свою работу!
-Да, хочу!
Я зашла в комнату и осталась разбирать кипы листов, с уверенностью найти свое сочинение. Кропотливо всматриваясь в фамилии на листах, поняла, что так просижу до вечера... Тогда я приноровилась различать работы по почерку.
Среди множества двоек, мне попадались листы с оценками на тройку с четверкой, на четверку с четверкой и даже на пятерку с четверкой (первая оценка ставилась за грамотность по русскому языку, вторая за содержание высказывания — по литературе). После часа сортировки, я нашла свою работу с оценкой- 4/5.
Гордая и удовлетворенная своей настойчивостью я отнесла свое сочинение декану и справедливость восторжествовала, правда только для меня!
В 1977 году в 16 лет я поступила в педагогический институт набрав нужные баллы по итогам экзаменов. Чему удивила всех маминых знакомых, которые не верили в мои способности.
Но даже в те годы, мне пришлось со второго курса перейти на заочное обучение, что бы помогать родителям - я устроилась на работу няней в детский сад, а когда мне исполнилась 18, меня перевели на должность воспитателя. Так началась моя учеба и одновременно профессиональная карьера.
Если у вас есть желание, поделитесь своим мнениям о том, как стоит или стоял вопрос о выборе ВУЗа в вашей семье?