Найти в Дзене

Жизнь под мостом. Рассказываю, как живут люди на питерских Канарах, заколачивая окна своих квартир

Удивительное место — Канонерский остров в Санкт-Петербурге (местные называют его «Канары» и «Канонерка», а финны когда-то называли его Kissasaari — «остров кошек»).

Это единственный остров в Питере, попасть на который можно не по мосту, а только через тоннель. Построенный в 1983 году, Гутуевский тоннель значительно облегчил жизнь местным — до этого времени на остров можно было попасть исключительно на пароме или катере.

Однако мост на острове есть — это огромный мост ЗСД (западного скоростного диаметра). В 2016 году он навис над островом на огромной высоте, навсегда перечеркнув прошлую жизнь острова.

Погожим субботним майским утром я отправился сюда, чтобы посмотреть, как живут местные рядом с шумным и никогда не умолкающим соседом.

Я приехал сюда на маршрутке 67 от станции метро Балтийская — всего каких-то 15 минут — и ты оказываешься в каком-то особенном мире.

Необычное сочетание яркого солнца, тишины, (только потом начинаешь замечать постоянный гул сверху), тёплого голубого залива, 2-3-этажных домиков, утопающих в зелени — и нависающей на кажущейся космической высоте махине ЗСД — всё это создаёт ощущение, что ты находишься то ли в компьютерной игре про постапокалиптическое будущее, то ли на страницах какой-то книги.

Даже не верится, что совсем недавно стоял на остановке среди снующих людей и ждал микроавтобус. Такое ощущение, что время здесь замерло и идёт совсем иначе.

Пляж в галерее выше — первое, что встречает тебя на острове, если сойти с маршрутки сразу же после тоннеля.

Небольшой мостик ведёт на Центральную станцию аэрации «Водоканала». Она расположена на искусственном Белом острове. Под мостом хорошо заметно течение воды, там стоит несколько рыбаков с удочками (последний слайд галереи выше).

На небольшой круговой развязке стоит памятник — металлический кораблик. Раньше тут был миниатюрный герб Ленинграда, но впоследствии он был заменён.

Двигаясь дальше вглубь острова, почти сразу оказываешься под мостом. Он проходит на головокружительной высоте, и мозг сразу отказывается воспринимать масштабы.

Кажется, что мост не стоит на мощных 100-метровых опорах, а словно парит в воздухе.

Шестиэтажный голубой дом, над которым проходит мост — это здание Балтийской таможни.

За исключением новеньких стеклопакетов, не видно, чтобы мост как-то повлиял на это здание.

Сразу за таможней находится крытая пешеходная галерея. По всей видимости, она необходима для того, чтобы защищать пешеходов от падающего сверху мусора.

Даже не хочется думать, что же (и как часто) падает оттуда сверху, разбивая вдребезги толстые листы поликарбоната, из которых состоит крыша галереи.

А сразу же за галереей меня встречают странные и жутковатые панельные дома с заложенными пенобетоном окнами и плотно закрытыми на внутренний замок дверьми.

«Не сбежишь», — зловеще предупреждают надписи краской на стенах рядом со странным, будто изъеденным кислотой, домофоном.

Полное безлюдье, уютная тень от деревьев, чисто выметенные дорожки, свежезакрашенные надписи на стенах слепого дома, и тихий шум сверху создают очень необычное ощущение — как будто ты попал в ту самую «зону» Стругацких, которая живёт по своим законам.

Ты ожидаешь встретить здесь тишину и запустение — но нет же, странные дома без окон и дверей будто живут своей жизнью, а ЗСД безмолвным гигантом смотрит сверху и будто чему-то улыбается (что?! как вообще бетонный мост может улыбаться?!)

-6

Делаю селфи на фоне странного дома и зловещей надписи и двигаюсь дальше.

Все жилые дома, которые находились ближе определённого расстояния до моста, были расселены (даже если жители не особо горели желанием покидать свои уютные квартиры).

Следующий дом выглядит ещё более странно. Оконные проёмы первого этажа так же заложены пенобетоном. Тут же стоят двое рабочих и что-то штукатурят на фасаде.

Второй этаж смотрит пустыми глазницами окон, через которые видны ободранные до кирпича внутренности квартир.

Третий этаж с новыми стеклопакетами и уютными занавесочками выглядит вполне жилым.

Рядом, под самой ЗСД, стоит точно такой же дом, но тоже полностью расселённый, с заложенными окнами и закрытыми на замок дверьми. На лежащем рядом куске застывшего цемента — надпись «27.VII.1983».

Прохожу остров насквозь (а с начала статьи мы с вами прошли всего 500 метров) — и оказываюсь на Путиловской набережной. Здесь изредка проезжают маршрутки, а напротив, через Морской канал — высятся многочисленные краны Морского порта. Впрочем, на втором слайде видно, что все эти краны — мелочь по сравнению с масштабом моста ЗСД.

Дальше я поворачиваю обратно и подхожу к зданию детского сада. Площадка ухожена и пуста, все окна закрыты сияющими стеклопакетами. Они были установлены здесь и во всех близлежащих домах за счёт строительной компании.

На качестве экономить не стали — за прошедшие 5 лет все рамы выглядят как новые.

Здесь же, рядом с садом, я встречаю первых живых людей здесь — две женщины и девочка на велосипеде, описывающая вокруг них круги.

Я здороваюсь и киваю головой на парящий над нами мост — «мешает?».

Те смеются и качают головами — «да нет, привыкли давно... особо и не слышно... вот тем, кого расселили не повезло — уезжать пришлось, а нам не мешает».

Из разговора я узнаю, что все заколоченные или заложенные блоками окна — это от хулиганов. А сами дома вроде собираются переоборудовать под то ли офисы, то ли какие-то бизнес-центры.

Помахав на прощание собеседницам, я ещё некоторое время гуляю по придомовым площадкам, очень уютным, чистым и тихим.

Некоторое время я сижу на скамеечке и пытаюсь понять, на что же похож этот мост.

По всему выходит, что больше всего он похож на продукт строительства каких-то пришельцев. Они приземлились неподалёку и, не вступая с людьми в контакт, начали строить что-то своё, величественное и непонятное, игнорируя людей и не вступая с ними в контакт.

Возвращаюсь обратно и подхожу к трубе недостроенной котельной. Остатки самой котельной снесли ещё при строительстве моста, и труба с гордой надписью «1989» торчит среди пустыря грустно и нелепо.

Бетонный забор и основание трубы густо изрисовано граффити. Тут же стоит стайка молодёжи и рисует новое граффити поверх старого.

Я достаю квадрокоптер и поднимаю его в воздух.

К сожалению, расположенная где-то рядом глушилка блокирует сигнал GPS и отлететь далеко не получается.

Снимаю несколько кадров залива с плавно изгибающейся змейкой ЗСД, вид на район с высоты 100 метров, трубу, пересекающую ЗСД, одинокий катерок и солнечную дорожку в заливе, собираюсь и медленно иду к остановке.

Каждый раз, когда я бываю здесь, на Канонерском острове, он удивляет меня.

Раньше я посещал в основном парк и Канонерскую косу — длинную и тонкую как игла часть острова, далеко вдающуюся в залив (остатки Северной дамбы Морского канала). Там тоже своя атмосфера — близость порта, регулярно и лениво проплывающие огромные корабли, десятки рыбаков, шашлычников и просто туристов, пришедших полюбоваться на залив.

Здесь же, под ЗСД, я раньше почему-то не бывал — и это место кажется, как я уже писал выше, какой-то сценой из фантастического произведения.

Мне кажется, если вы любите мечтать, или если любите гулять по необычным местам, нужно обязательно побывать здесь.

Вам понадобится всего лишь сесть на маршрутку 67 при выходе из метро «Балтийский вокзал»...