Найти тему
В круге жизни

Как научить ребёнка летать. Чтобы он высоко себя ценил и не мучился от разочарований и обид

  

Из свободного источника Интернет
Из свободного источника Интернет

Я росла в советское время, а тогда и в семьях, и в школах было строгое воспитание. Не принято было хвалить ребёнка за все подряд, за "маленькие", рядовые успехи - только за какие-то выдающиеся. Если учишься хорошо и получил очередную пятёрку - взрослые воспринимали это как должное. Если привык, помогая маме, мыть посуду после ужина, - тоже как должное. Ну, помыл ребенок и помыл - подумаешь, это же его обязанность. Иногда скажут "Молодец!", но это, в основном, мимоходом. Разумеется, в каждой семье к воспитанию детей подходили по-своему, но, все же, общий принцип превалировал.

Он и сегодня для многих - базовый.

А мы, люди - как собаки Павлова: живём на условных рефлексах. И на похвалу у нас тоже есть рефлекс. Всем нравится, когда хвалят, когда положительно, позитивно оценивают твои усилия и успехи - и большие, и маленькие. Они, маленькие, иногда только с виду такие, а на самом деле могут даваться ой как непросто. И со стороны это часто незаметно.

Из свободного источника Интернет
Из свободного источника Интернет

Если тебя хвалят - значит, ты нужное дело делаешь, значит - это хорошо. У ребёнка, конечно же, вырабатывается условный рефлекс на похвалу. Если его хвалят только за большие, "выдающиеся" успехи, у него формируется устойчивое клише, что только такие успехи, такие достижения и значимы в жизни, только "выдающиеся" успехи и нужны окружающим людям. А маленькие, будничные, каждодневные - никому не нужны. И тебе самому, скорей всего - тоже. Если ребенок каждый день пытается помогать маме по дому и не слышит в ответ слов благодарности и похвалы, эта помощь постепенно превращается для него в обузу, она обесценивается в его же глазах. Если эту помощь не ценят взрослые, то как её будет ценить ребёнок? Вырастая, он переносит это отношение к ежедневным обязанностям во взрослую жизнь, воспринимая их как обузу. Не только уборка по дому, но и многое-многое другое. Многие другие обязанности во взрослой жизни, которые называются уже - ответственностью: за свою жизнь, за свой дом, за свое дело, за других людей.

Из свободного источника Интернет
Из свободного источника Интернет

Кроме того, "выдающиеся" успехи ребёнок способен проявлять далеко не во всех областях жизни. Что-то у него лучше получается, что-то - хуже. И, если за то, что хуже, он не получает похвалы, тоже вырабатывается условный рефлекс - негативный. Он так старался, а его никто не похвалил - значит, это никому не нужно и можно этим не заниматься.

Это лишь маленький пример, но его можно спроецировать абсолютно на все, чем занимается ребёнок, из чего состоит его маленькая жизнь. В том числе, и школьные отметки. Он добросовестно учится, из дня в день получая пятерки. И окружающие взрослые привыкают к этому, воспринимают как должное. Вот если на олимпиаде победил - то да, супер, ты молодец! А очередная пятёрка по химии или литературе - ну что в ней особенного? То есть обычный, привычный ежедневный труд ребёнка (а учёба - это именно труд) обесценивается. Очень часто именно поэтому многие дети хорошо учатся в начальной школе, а потом, когда начинаются более сложные предметы, "съезжают" с пятерок на тройки. Бессознательно маленький человек понимает, что труда надо вкладывать больше, а похвалить за это - никто не похвалит. И тогда зачем напрягаться, если твои усилия никто не ценит? Ребёнку ведь часто забывают обьяснить, что ему нужны, прежде всего, не оценки в дневнике, а знания. Ему потом во взрослой жизни жить не с оценками, а с накопленным в начале жизни багажом знаний. Если багаж больше, то и жить интереснее.

Из свободного источника Интернет
Из свободного источника Интернет

Похвала взрослого для ребёнка - мощный стимул стараться ещё больше, проявлять себя ещё ярче. Ребёнка надо хвалить за все, даже самые малюсенькие успехи. За все хорошие и полезные дела, которые он делает в своей детской жизни. А в этой детской жизни ничего бесполезного не бывает. Любой, даже самый крошечный опыт, идёт в копилку жизни и судьбы. Хвалить за все новые знания, которые он приобретает - прежде всего, за это. За все доброе, что идёт из его детского сердца. Человека, пока ещё маленького, в самом начале его жизни надо высоко ценить. Чтобы и он высоко себя ценил. Чтобы не мучили его потом комплексы и обиды, разочарования и страх поражения, неверие в себя и отчаяние от несбыточности желаний. Чтобы он уважал себя. Чтобы у него крылья выросли, чтобы он летать научился.