Про расследование Baza.
1. Да, ничего принципиально нового в нем нет, по сути это повторение той же версии, что озвучивалась в первые дни после трагедии Znak.com, 74.Ru, затем — самой Baza и «Комсомольской правдой». Взрыв был умышленным, в маршрутке были убиты предполагаемые террористы, потом все засекретили — примерно так. Имена подозреваемых, их фотографии — все это называлось.
2. Но в то же время есть несколько новых деталей, есть свидетельства родственников подозреваемых, есть разговор с дворником Салаватом, обнаружившим бомбу на остановке (он внезапно оказался сапером — сначала верится с трудом, но с другой стороны, бывают в жизни вещи «расскажешь — не поверят»). А главное — есть понятная, яркая упаковка, благодаря которой про эту тему вспомнили многие. А помнить про эту тему надо.
3. Почему надо? Вот один из читателей написал мне в личку, что «пиаря этот фильм вы устраиваете зрителям вторую серию теракта, информационную». По-моему, такое высказывание — довольно низкропробная манипуляция. Во-первых, как можно устраивать «вторую версию теракта», если официально теракт вовсе не признан? Во-вторых, скажу банальную вещь, но приходится, раз такое пишут: общество имеет право знать о причинах, характере и предпосылках подобных трагедий. Чтобы размышлять над предотвращением подобного в дальнейшем, чтобы понимать, какая часть государства недоработала и почему, чтобы контролировать следствие, чтобы реально оценивать угрозы. Государство фактически предлагает нам забыть о взрыве, о гибели 39 человек, о поиске ответственных, и такие комментаторы ему поддакивают — да-да, давайте забудем, нечего тут обсуждать. Это не так.
4. К Baza есть справедливые претензии по поводу этого ролика. Например, почему не показали данные экспертизы, на которые ссылаются? Или — зачем вообще прибегать к такому аргументу как «весь город говорит, что это теракт», используя даже такой низкий жанр как разговоры с таксистом? Отвечать на это Никите Могутину, но все же про экспертизы скажу, что иногда бывают случаи, когда источник дает возможность ознакомиться с документом, но не дает разрешения на его публикацию (тем более, насколько известно, речь идет об официально засекреченном расследовании). А про жителей Магнитки — мне кажется, это не столько аргумент в поддержку версии теракта, сколько постановка проблемы: у нас целый город не верит власти, не верит официальным данным, думает, что его обманули, а государство не хочет предоставлять никакой информации даже потерпевшим и родственникам жертв. Не удивляйтесь потом, что эти граждане не доверяют государству и относятся к власти враждебно. О том, что никто в городе не верит в версию взрыва бытового газа, писали и мы в своем недавнем репортаже.