Благодаря тому, что в городе родился обожаемый мной испанский архитектор Антонио Гауди, я и поехала в Реус.
Толи мне не очень правильно объяснили, толи я не правильно поняла, ведь и для меня, и для испанцев английский язык не родной, но я ехала побывать в доме-музее Антонио Гауди, а нашла Центр Гауди, здание из стекла и бетона в стиле хай-тек, построенное на старинной площади города - Рыночной.
Рыночная площадь города очень популярна у местных жителей, ведь здесь, на первых этажах исторических зданий, как и в прежние времена сосредоточены кафе и рестораны.
Стало понятно, что это точно не тот дом, где провел детство и юность самый известный испанский архитектор. Дом его детства, увы, не сохранился.
Этот Центр Гауди для тех, кто не видел его работы в подлиннике. На верхнем, четвертом этаже расположено кафе, в котором можно если не покушать, то хотя бы посмотреть на город.
Но поездка в Реус познакомила меня с творчеством еще одного, очень интересного испанского архитектора Луиса Доменека-и-Монатера, архитектора эпохи каталонского модернизма, украсившего своими зданиями улицы города Реуса.
О Реусе, как о городе, говорят, что родился он в XVIII веке. Но строительство Кафедрального собора Реуса началось в 1512 году, а закончилось в 1601 году. Никто не строит такие соборы ни в поле, ни в деревне. Что-то они про свой Реус не знают!
Я подумала, что уже в те времена это был город, может не значительный, не отметившийся никакими достижениями, но город. Собор посещают все туристы, он ведь одна из немногих достопримечательностей города.
Но не все знают, что именно в нем в 1852 году крестили Антонио Гауди, и об этом свершившемся факте можно увидеть запись в церковной книге.
К началу XIX века, в эпоху индустриальной революции в Европе, городу Реус повезло, он оказался в центре событий и на перекрестке их дорог.
Он считается тем местом в Испании, где зародился капитализм. Недаром когда-то он получил имя Реус, что значит «перекресток дорог» (латынь).
К середине XIX века в городе на смену мелким ремесленникам и торговцам, пришли промышленники и крупные коммерсанты, открылись и заработали банки - началось движение больших денег.
Начало движению положили торговцы, которых позднее назовут «новой буржуазией», разбогатевшие на текстиле. А где большие деньги, там и большие потребности, а значит и расходы. Наиболее успешные поселялись в городе Реус, им нужно было новое, современное, красивое жилье, под стать им - решительным и дерзким.
Так в последние десятилетия XIX века в Каталонии зарождается новое направление в архитектуре, название которому они дали – модернизм.
Модернизм, как ни один из предыдущих архитектурных стилей, впитал в себя весь предыдущий опыт, все предыдущие направления в архитектуре с учетом влияния национальной культуры и традиций. Специалисты не всегда могут различить, где заканчивается историзм и начинается модернизм.
Модерн, не был уникален для Каталонии, они назвали для себя его так, но каждая страна дала этому стилю свое название. Так, например, во Франции это стиль «ар-нуво», у американцев – «Тиффани», немцы его назвали «новым стилем».
Но во всех их были видны одинаковые черты – отход от прямых линий и углов в сторону плавных, естественных, природных линий, использование новых материалов, таких как металл, бетон, стекло.
В украшения добавляются орнаменты, растительные и цветочные мотивы, виден отход от симметрии.
Преобладающими цветами становятся приглушенные оттенки, такие как серо-голубой, жемчужно-серый, светло-сиреневый, бледно-розовый, светлые оттенки желтого и оранжевого.
И продолжалось все это великолепие до Первой Мировой Войны. Войны, как известно, отбрасывают развитие далеко назад.
Город Реус второй по величине город в Каталонии, здесь проживает более 107 тысяч человек, это главный промышленный центр Каталонии, где сосредоточены, в том числе, очень необходимые и востребованные современным временем химические производства.
Это крупный торговый центр, с большим количеством магазинов и бутиков. Но самый большой, это конечно многоэтажный и многоликий торговый центр Испании «Эль Корте Инглeс» (EI Corte Ingles), он известен тем, что в нем не только можно купить все, что есть в таком-же столичном торговом центре, но найти его можно на каждом испанском острове, в крупных и столичных городах Испании.
На верхнем этаже всегда расположено большое кафе с прекрасной кухней и видами на всю округу. Например, если задумали что купить, а вы в Салоу, вам не надо ехать в Барселону, самый ближайший торговый центр в Реусе, всего в 10 км от Салоу, и доехать туда можно на автобусе минут за 10, с учетом остановок.
Главная же достопримечательность города Реус - дома, многие из которых, являясь яркими представителями и образцом модернизма, стали памятниками архитектуры и охраняются государством.
Дом Каса-Навас — самый красивый особняк в городе, венец творений архитектора Луиса Доменека-и-Монатера, расположенный в центре Реуса, на той же Рыночной площади, что хай-тейковский Центр Гауди. Оформление особняка выполнено в растительной тематике, поэтому его называют «каменный сад».
Дом строили семь лет. Заказчик проекта - владелец текстильной «лавки» Жоаким Навас Падро. Он хотел иметь дом своей мечты. На первом этаже был магазин во французском стиле, а верхние этажи занимали жилые покои, изысканные и комфортные. Говорят, что интерьеры и меблировка этого дома сохранились и не пострадали даже в Гражданскую войну.
Еще одна прекрасная архитектурная работа Льюиса Доменек-и-Монтанера, являющаяся памятником архитектуры эпохи модернизма - один из корпусов института психиатрии Пере Мата.
Особенность проекта в том, что на протяжении дня в окна попадает как можно больше солнечного света, поскольку врачи считали, что дневное освещение способствует выздоровлению пациентов.
Строительство началось в 1898, году, через несколько лет больница принимала первых больных, но строительство ее завершилось через 12 лет.
После такого удачного проекта, архитектору заказали проект на строительство Психиатрической лечебницы Спн-Пау в Барселоне. Но корпус института Пере Мата стал эталоном уникального каталонского стиля в модернизме.
Посмотрев работы архитектора Льюиса Доменек-и-Монтанера в Реусе и будучи знакома с работами Антонио Гауди в Барселоне, пришла к выводу, что история каталонского модернизма, это история, в основном, двух совершеннейших архитекторов начала XX века в Каталонии, двух дополняющих друг друга архитекторов в работе, но а в жизни, это грустная история про принца и нищего.
Ведь Льюис Доменек-и-Монтанера был очень богат, он продавал свои работы и строил для богатых клиентов, а Антонио Гауди все свои заработанные деньги вкладывал в новые строительства и умер в нищете.
Гуляешь по городу Реус с восторгом рассматривая творения Льюиса Доменек-и-Монтанера и с грустью думая о другом, еще более великом –Антонио Гауди.
Будите в городе, гуляя по его улицам, обратите внимание на большой серый дом, с монументом перед ним, этот дворец был построен в XVIII веке для городского мэра, Хосе Бофаруль. Спроектировал его, в стиле историзма, архитектор Франциском Бофаруль, родной брат мэра. Семья Бофаруль жила в нем до 1836 года, потом дом продали графу Риус, а вначале XX века его конфисковали анархисты.
Сейчас в этом здании находится консерватория, куда можно зайти и полюбоваться внутренними интерьерами.
Находясь в городе Реус, я узнала о нем много нового. Узнала еще об одном, каталонском, выдающимся архитекторе эпохи модернизма Льюисе Доменек-и-Монтанера, полюбовалась его работами; посмотрела где крестили Антонио Гауди; погуляла по улицам и площадям молодого города и теперь знаю, что:
Реус, это город, где родился каталонский капитализм и который в настоящее время является самым крупным промышленным центром Каталонии.
Реус - родина испанского модернизма.
Реус, это город, давший Испании сразу двух великих архитекторов эпохи модернизма.
Реус, это красивый, зеленый, современный, с музеями, ресторанами и кафе, магазинами город.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, не забывайте ставить лайки.