Найти тему
Военная история

В ЯПОНСКИХ РУЖЬЯХ (ТЭППО) КУРОК ВЗВОДИЛСЯ ОТ СТВОЛА ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ПРИКЛАДУ (АЗИАТСКИЙ ТИП)

В 1543 г. судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима. Местный даймё ( крупнейшие военные феодалы средневековой Японии) стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья. Через 10 лет ружья производились по всей Японии, а к 1600 г. в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями.

В 1543 г. судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима. Местный даймё ( крупнейшие военные феодалы средневековой Японии) стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья. Через 10 лет ружья производились по всей Японии, а к 1600 г. в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями.В 1543 г. судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима. Местный даймё ( крупнейшие военные феодалы средневековой Японии) стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья. Через 10 лет ружья производились по всей Японии, а к 1600 г. в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями.

Ружье в Японии получило название тэппо, но его также называли хинава-дзю (фитильное ружье) и танэгасима (по названию провинции, из которой началось распространение ружей по Японии). Изготовляемые японцами ружья были гладкоствольные с закрывавшимся фитильным замком и варьировались от длинных ружей для пехоты до коротких карабинов и даже пистолетов, которыми мог пользоваться всадник. Например, интересным вариантом небольшой ручницы было дзиттэ-тэппо. Это оружие имело короткий ствол (около 15 см) и кольцо на конце ложа, с помощью которого оружие подвешивалось на шею.

Японцы не только скопировали аркебузу, но и усовершенствовали ружейный замок. Порох поджигался тлеющим концом фитиля хинава, пропитанного селитрой. Фитиль зажимался в S-образном курке хибасами (серпентине), вращавшемся на оси; когда нажимали на спусковой крючок, пружина прижимала серпентин к пороховой полке хидзара, что вызывало поджог затравочного пороха. Некоторые ружья имели отверстие в ложе, через которое пропускался фитиль, ведь для того, чтобы поддерживать его тлеющим весь день, его длина должна была быть около 1,8 м.

Большая часть европейских ружей того времени были менее сложными — серпентин соединялся прямо со спусковым крючком так, что они двигались вместе. Кроме того, в европейской практике принято было помещать серпентину (курок) впереди пороховой полки с затравочным порохом (обратный курок, взводящийся от казенной части к дулу). В японских ружьях курок взводился от ствола по направлению к прикладу (азиатский тип).

Ружейные стволы делались, из U-образной полосы железа, которая заковывалась в трубку вокруг стального стержня диаметром немного меньшим, чем требуемый, после чего отверстие в трубке доводилось до нужного диаметра с помощью тонкого сверления и шлифовки. С казенной части отверстие ствола закрывалось казенным винтом, а справа была прикована пороховая полка для затравочного пороха. Там, где полка соединялась со стволом, была приделана вертикальная латунная пластинка, которая имела двойную функцию — уменьшать коррозию ствола от горящего пороха и не давать воде стекать по стволу и просачиваться под крышку укрепленной на оси латунной пороховой полки, защищавшей зажигательную смесь от сырости и ветра. В среднем стволы японских аркебуз имели длину около 0,9 м с калибром 1,3—2,0 см.

У японского фитильного оружия ствол часто был покрыт лаком или, чаще, наводкой (старый способ серебрения и золочения поверхности) золотом или серебром. Самые декорированные образцы, очевидно, предназначались не для боя, а для торжественных случаев; их располагали на подставках или несли перед высокопоставленными особами. Украшения имели довольно ограниченную тематику, превалировали геральдические значки мон, популярные в Японии драконы и, иногда, надписи. Некоторые ружья подписаны мастером снизу ствола на казенной части, но так как большинство ружей делалось не единичными экземплярами, а значительными партиями, они часто оставались неподписанными.