Одной из важнейшей причиной популярности аркебузы была возможность её эффективного использования отрядами асигару, что ставило их по эффективности в один ряд с самураями. При этом не требовались многолетние тренировки с луком или мечом, и крестьянина всего за несколько дней можно было научить стрелять из аркебузы с той меткостью, которой позволяет достичь это оружие. Одновременно с увеличением численности армий и введением более разнообразного вооружения низшие классы стали играть в них все более заметную роль. Одной из важнейшей причиной популярности аркебузы была возможность её эффективного использования отрядами асигару, что ставило их по эффективности в один ряд с самураями. При этом не требовались многолетние тренировки с луком или мечом, и крестьянина всего за несколько дней можно было научить стрелять из аркебузы с той меткостью, которой позволяет достичь это оружие. Одновременно с увеличением численности армий и введением более разнообразного вооружения низшие классы стали играть в них все более заметную роль.
Одной из важнейшей причиной популярности аркебузы была возможность её эффективного использования отрядами асигару, что ставило их по эффективности в один ряд с самураями. При этом не требовались многолетние тренировки с луком или мечом, и крестьянина всего за несколько дней можно было научить стрелять из аркебузы с той меткостью, которой позволяет достичь это оружие. Одновременно с увеличением численности армий и введением более разнообразного вооружения низшие классы стали играть в них все более заметную роль. дной из важнейшей причиной популярности аркебузы была возможность её эффективного использования отрядами асигару, что ставило их по эффективности в один ряд с самураями. При этом не требовались многолетние тренировки с луком или мечом, и крестьянина всего за несколько дней можно было научить стрелять из аркебузы с той меткостью, которой позволяет достичь это оружие. Одновременно с увеличением численности армий и введением более разнообразного вооружения низшие классы стали играть в них все более заметную роль.
Но методы использования оружия различными сословиями отличались: “Как правило, на поле боя работа асигару заключалась в том, чтобы сблизится с врагом и стрелять в его сторону залпами. Что же насчет аркебуз, которыми владели самураи, то они предназначались для стрельбы по знатным противникам.“
Первые несколько десятилетий после появления в Японии аркебузы при её использовании на полях сражений часто применяли в смешанных составах, комплектуя отряды и аркебузирами и лучниками. Это позволяло продолжать обстрел противника во время длительной перезарядки ружей. По наблюдениям современника: “один отряд состоял из десяти аркебузиров и пяти лучников“.
Непосредственные командиры над отрядами аркебузиров носили звание теппо-ко-гасира (лейтенант стрелков). На эту должность назначались люди, умеющие стрелять быстрее и точнее других и умеющие сохранять хладнокровие под обстрелом врага. На принадлежность к тэппо-ко-гасира указывала покрытая красным лаком бамбуковая трубка. Эта трубка несла также и унитарную функцию, на случай поломки шомпола у кого-нибудь из команды аркебузиров скрывая внутри себя запасной шомпол. У командира так же, как и у подчиненных, имелся с собою запас из фитиля, намотанный на левую руку.
Вторая половина XV века ознаменовалась для Японии ослаблением власти сёгуна. Землевладельцы-даймё, получив относительную независимость, незамедлительно начали расширять свои владения за счёт более слабых соседей. Для большинства наших современников эти войны ассоциируются исключительно с самураями, однако их сражения больше походили на индивидуальные поединки и чаще всего сводились к сбору трофеев в виде голов врага. Бремя настоящей войны ложилось на плечи асигару.
Эти люди изначально набирались из безземельных крестьян, которые хотели изменить своё материальное положение за счёт грабежа и мародёрства. Сам термин «асигару» переводится с японского как «лёгкая нога». Это указывает на то, что многие поступающие на службу крестьяне не имели не только оружия и брони, но порой даже обуви – всё это они должны были добыть в бою.
К концу XV века успех военных кампаний уже зависел от количества асигару в армии того или иного землевладельца, но при этом такие солдаты были очень ненадёжны. Для того времени было обычным явлением, когда даймё после победы терял большую часть своей армии. Уцелевшие в битве асигару после сбора трофеев просто дезертировали, не желая больше рисковать своей жизнью, или переходили на сторону противника, если понимали, что их наниматель проигрывает войну. Порой в одной армии одновременно оказывалось несколько враждующих между собой банд, что, в свою очередь, могло привести к резне за спиной командира.
Ситуация начала меняться в первой половине XVI века. Примерно в этот период большинство даймё стали набирать асигару из своих собственных крестьян, а также из дзи-самураев. Последние представляли собой промежуточное звено между классами. В военное время они выступали как самураи (у них было собственное оружие и доспехи, чаще всего фамильные), а в мирное время занимались сельским хозяйством. Систематизировав набор в свою армию, даймё мог смело тратить деньги на повышение её боеспособности. Для вчерашних крестьян стали изготавливать доспехи. Эти комплекты назывались «окаси-гусоку» (доспехи взаймы) и чаще всего состояли из панциря, набедренников и шлема. Для того чтобы выделить своих асигару на поле боя, господа помещали на их панцири свой «мон» (простой геральдический символ рода).
Казалось бы, даймё, наконец, получили настоящую армию асигару, которые не дезертируют после первого мародёрства. Но в то же время отрыв работоспособных мужчин от сельскохозяйственных работ не позволял вести длительные кампании, так как кому-то нужно было собирать урожай.
Преимущество нового оружия оказалось решающим в войне самураев. Особенно ярко это было продемонстрировано в битве при Нагасинов 1575 году, когда тщательно размещённые асигару своим ружейным огнём остановили атаку элитной «красной» конницы Такэды против рубежей обороны клана Ода и сломали хребет всей его армии.
До 1580 года крестьяне могли оставлять своего хозяина и переходить на службу к более успешному господину – поэтому плохой полководец, проиграв войну, рисковал потерять и земли, и вассалов. Однако война сулила новые плодородные земли, которые привлекли бы новых крестьян – потенциальных асигару.
Помимо этого, чем больше сражений, тем более опытен асигару, а опытные крестьяне-воины были огромным преимуществом в случае вторжения противника. Это хорошо демонстрирует история Мототика Тёсокабэ.
Сторонники этого даймё постоянно находились в состоянии боевой готовности. Согласно историческим документам, его крестьяне, выходя на обработку рисового поля, брали с собой копья, к которым привязывали доспехи. Они втыкали древко копья в межу и в случае нападения за несколько минут перевоплощались в воинов, готовых дать отпор врагу. Такая тактика позволила Тёсокабэ не только успешно отражать нападения соседей, но и подчинить себе весь остров Сикоку.
Отсюда следует вывод, что, в отличие от европейских феодалов, в Японии на успех мог рассчитывать лишь тот даймё, который грамотно балансировал между земледелием и войной.
Общее командование над отрядами легконогих осуществляли асигару-тайсё. Несмотря на то, что сами асигару комплектовались из низших сословий, асигару-тайсё могли стать лишь самые доверенные самураи даймё. Всё это лишний раз свидетельствует о том, какую ценность крестьяне-воины представляли для своего господина.
Что касается самих крестьян, то они могли дослужиться до асигару-касира, что условно можно считать равным воинскому званию «капитан». Он командовал отрядом, имевшим однотипное вооружение. Следующими в иерархии шли асигару-ко-касира, или, условно, лейтенанты. Их в подчинении у капитана могло быть пять. В свою очередь, под командованием у асигару-ко-касира находилось до 30 человек. Лейтенанты были важнейшим звеном в армии даймё, так как рядовые асигару подчинялись непосредственно их приказам. Поэтому на эту должность назначали лишь самых смелых и обученных солдат.
Чаще всего на поле боя отряды асигару действовали следующим образом: аркебузиры по команде асигару-ко-касира и под надзором асигару-касира давали залп по врагу. Пока они перезаряжали своё оружие, в бой вступали лучники. Когда асигару-тайсё замечал, что под огнём строй противника нарушался, он отдавал приказ к наступлению. Лучники продолжали вести стрельбу, прикрывая отход аркебузиров. После этого следовала атака пикинёров. Последними в бой вступали самураи.