В сельском хозяйстве у нас в последнее время произошли большие изменения. Во-первых, конечно – санкции 2014 года и последовавшее за ними продуктовое эмбарго. С одной стороны это было плохо - исчезли с прилавков вкусные импортные сыры, Бри с Камамбером. С другой - хорошо, поскольку тут же появились точно такие же, но российские. Сначала они были невкусные.
А потом научились делать так, что просто не отличишь. Во-вторых, 1 января сего года вступил в силу Закон об органический продукции. Тоже с одной стороны хорошо, а с другой – не очень. По крайней мере, если расспросить подробно того, кого эти события непосредственно касаются, например фермера с Горного Алтая Вячеслава Есипенко.
Про Горный Алтай много рассказывать не надо. Это то самое «место силы», о котором многие наслышаны, а некоторые уже побывали там как туристы. Так вот проезжая по Чуйскому тракту через село Черга, где в одноименную реку впадает другая речка Сема, эти последние - имели возможность полакомиться местными фермерскими козьими сырами.
Рекламы конечно у них никакой. Разве, что редкий утомленный автомобилист остановится в селе, и увидит сидящую на завалинке девочку. Она, болтая ногами, уплетает, держа в руке, огромный кусок чего-то, очень напоминающего тот самый растекающийся, тающий сыр с белой плесенью. В дорогих областных супермаркетах эти деликатесы продаются по две-три тысячи рублей за штуку.
Фермеры Марина и Вячеслав Есипенко, которые сейчас делают козий сыр по старинным французским рецептам, тоже раньше были горожане, и облизывались на импортные лакомства. Жили они в Самаре и ни о каком фермерстве сначала не задумывались. Но когда родилось трое детей, пришлось задуматься: чем их кормить и питаться самим? ГМО, жаренном на пальмовом масле, или придумать что-то получше?
И вот художница и архитектор Марина и филолог, переводчик с английского Вячеслав оказались на Горном Алтае. Сначала хотели корову купить, но не решились, ограничились козами. А они на алтайском разнотравье дружно начали ягниться. Сперва молоко сами пили, потом наступил момент, когда обнаружили, что оно надаивается в товарных количествах. Пришлось с ним что-то делать. Почитали книжки, в том числе иностранные, например канадского сыродела Дэвида Эшера. Это один из законодателей натурального сыроделия.
По его мнению, для изготовления сыра не нужно ничего кроме молока. Оно само по себе может превратиться в сыр. Конечно, для вкуса туда не запрещается добавлять различные приправы. С этим на горных склонах все в порядке: адонис весенний, бадан, бруннера, валериана, левзея сафлоровидная, родиола розовая, солодка, копытень европейский, ортилия однобокая, цирцея, ясменник душистый, и так далее - несколько сот названий. Некоторые соседи и земляки вообще никакими коровами с козами не заморачиваются, а просто собирают эти травы и продают. Городские с руками отрывают алтайские сборы.
Комментарий читателя: Процесс укрупнения хозяйств неизбежен, как процесс концентрации любого производства и капитала. НО Россия наступает на эти сель-хоз -грабли 3-й раз.
1-й раз при Столыпине, поскольку развитие капиталистических хозяйств привело к притоку разорённых мелких собственников в город, где для них не было работы.
2-й раз в конце 20-х, когда многие предпочитали терпеть стихийное расслоение крестьянства ( что на деле- жуткий процесс!) . НО выступали против колхозов, портили, сжигали колхозное имущество, намеренно содержали коров условиях концлагеря, потому что они колхозные и т.п. И потом сами отправлялись "страдать за правду" в ГУЛАГ.
3-й раз , наконец-то ( !!) разорив колхозы, вместо их укрепления - снова стали на путь "стихийного конкурентного "укрупнения и расслоения.
Две беды есть у России, и потому регулярно повторяемые круги ада в нашей истории - следствие скорее первой беды, но само-по себе -это уже отдельная третья беда. Может это от пониженного содержания йода в российских почвах ?