В 60-х годах разрозненные по всему Ленинграду ювелирные производства, такие как обработка драгоценных камней, художественная эмаль, камнерезное производство и производство бижутерии объединили в один большой завод, который получил название "Русские самоцветы".
Это решение имело свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести хорошее финансирование, предприятие получило хорошее, современное оборудование, ему предоставлялось сырье в необходимом количестве. К минусам же можно отнести, то, что такое объединение отрицательно сказалось на качестве отдельной продукции. Главной целью завода была максимальная прибыль и неэффективные, маловыгодные производства просто напросто свернули.
Как вспоминала впоследствии С. Березовская, бывшая в те года главным художником "Русских самоцветов", самыми главными на заводе стали золотые цеха. Именно они приносили наибольшую прибыль. А вот качество украшений и посуды из цветного металла стало хуже, также пострадало качество украшений с эмалью, камнерезное производство также сократили, уменьшая ассортимент.
В 1966 г. был создан ВНИИЮвелирпром– Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности, который занимался координацией и развитием ювелирной отрасли. Разработкой моделей украшений занимались как заводские художники: С. Березовская, В. Антонов Т. Платонова, Л. Шевченко, И. Титов, так и ювелиры, работавшие в составе свежесозданного института.
С одной стороны, заводу предоставлялось все необходимое сырье, было хорошее оснащение, работали специалисты с высокой квалификацией. С другой стороны, производство сильно ограничивало творчество художников, отметая красивые, но не особо прибыльные изделия. В ход шли наиболее выгодные модели, которые были простыми по своему дизайну.
Тем не менее, художники старались выпускать достойные изделия, но в производство их запускали редко. Этим и объясняется незамысловатый дизайн большей части советских украшений. Красивые вещи умели создавать, умели делать - но они были не так выгодны, как простые украшения, требующие минимум энергозатрат. Из-за этих жёстких рамок возникло разделение на авторскую продукцию и продукцию массового спроса.
Это разделение, конечно, никуда не делось и в 70-х только усилилось. Ювелирная промышленность наращивала мощность, но выпускала безликие украшения, которые сейчас называют "штамповкой", не давая реализовываться художникам.
Художники, конечно, не хотели с этим мириться. Именно в 70-х начинают открываться ювелирные школы в регионах, в ювелирную отрасль начинают приходить скульпторы, живописцы и даже театральные художники.
Некоторым художникам для работы хватало основных профессиональных навыков, но большая их часть хотела развития. Эти люди хотели явить своё искусство и умения миру, поэтому были организованы выставки, где представлялись сложные и качественные работы. Таким образом ювелирное искусство города было сосредоточено именно на этих выставках.
В 80-х годах в Ленинграде были организованы крупные выставки: «Ювелирная пластика», «Мосты», «Ленинградская художественная эмаль». Они объединили всех самых значимых художников Ленинграда, которые с удовольствием представили богатство ювелирных традиций.
В ювелирной промышленности Ленинграда также происходили изменения. Спрос на простые украшения с крупными камнями постепенно снизился, поэтому "Русские самоцветы" были вынуждены расширить ассортимент.
Были разработаны украшения с мелкими камнями, начался выпуск серебряных украшений. Впервые за все время своей работы художники завода обратились к наследию Карла Фаберже, создав украшения в стилистике рубежа XIX–XX в.
Начавшаяся "перестройка" способствовала развалу государственных ювелирных предприятий, на их место приходили десятки новых приватизированных фирм. У художников-индивидуалов наконец появились возможности легально работать с драгоценными материалами, самые активные создавали свои студии и предприятия.
Кто-то принялся возрождать наследие старой школы, опираясь на творчество мастеров дореволюционной эпохи, Кто-то находил себя в современном мировом дизайне. Стали появляться работы выпускников ювелирных школ, в том числе и частных. Выросло количество выставок, творческих конкурсов. Ювелирная отрасль в на тот момент уже Санкт-Петербурге бурно развивалась. Не всем планам было суждено сбыться, но такова жизнь, так было всегда.
Для иллюстрации публикации были использованы фото золотых кулонов от Ленинградского ювелирного завода.
Больше фото смотрите на моем Телеграм канале "Украшения эпохи СССР".
Про " Русские самоцветы" будет отдельная, подробная публикация.
Не теряйте меня, до новых встреч!