Найти тему

Золотые кулоны от Ленинградского ювелирного завода. Ювелирное искусство в Ленинграде после 60-х

В 60-х годах разрозненные по всему Ленинграду ювелирные производства, такие как обработка драгоценных камней, художественная эмаль, камнерезное производство и производство бижутерии объединили в один большой завод, который получил название "Русские самоцветы".

Кулон с жемчугом.
Кулон с жемчугом.

Это решение имело свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести хорошее финансирование, предприятие получило хорошее, современное оборудование, ему предоставлялось сырье в необходимом количестве. К минусам же можно отнести, то, что такое объединение отрицательно сказалось на качестве отдельной продукции. Главной целью завода была максимальная прибыль и неэффективные, маловыгодные производства просто напросто свернули.

Кулон "Бант" с анатом.
Кулон "Бант" с анатом.

Как вспоминала впоследствии С. Березовская, бывшая в те года главным художником "Русских самоцветов", самыми главными на заводе стали золотые цеха. Именно они приносили наибольшую прибыль. А вот качество украшений и посуды из цветного металла стало хуже, также пострадало качество украшений с эмалью, камнерезное производство также сократили, уменьшая ассортимент.

Комплект "Берёзовый лист".
Комплект "Берёзовый лист".

В 1966 г. был создан ВНИИЮвелирпром– Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности, который занимался координацией и развитием ювелирной отрасли. Разработкой моделей украшений занимались как заводские художники: С. Березовская, В. Антонов Т. Платонова, Л. Шевченко, И. Титов, так и ювелиры, работавшие в составе свежесозданного института.

Кулон с турмалином.
Кулон с турмалином.

С одной стороны, заводу предоставлялось все необходимое сырье, было хорошее оснащение, работали специалисты с высокой квалификацией. С другой стороны, производство сильно ограничивало творчество художников, отметая красивые, но не особо прибыльные изделия. В ход шли наиболее выгодные модели, которые были простыми по своему дизайну.

Кулон с позолотой.
Кулон с позолотой.

Тем не менее, художники старались выпускать достойные изделия, но в производство их запускали редко. Этим и объясняется незамысловатый дизайн большей части советских украшений. Красивые вещи умели создавать, умели делать - но они были не так выгодны, как простые украшения, требующие минимум энергозатрат. Из-за этих жёстких рамок возникло разделение на авторскую продукцию и продукцию массового спроса.

Подвеска "Лев".
Подвеска "Лев".

Это разделение, конечно, никуда не делось и в 70-х только усилилось. Ювелирная промышленность наращивала мощность, но выпускала безликие украшения, которые сейчас называют "штамповкой", не давая реализовываться художникам.

Кулон "Бабочка".
Кулон "Бабочка".

Художники, конечно, не хотели с этим мириться. Именно в 70-х начинают открываться ювелирные школы в регионах, в ювелирную отрасль начинают приходить скульпторы, живописцы и даже театральные художники.

Подвеска с синтетическим корундом. 1978 год.
Подвеска с синтетическим корундом. 1978 год.

Некоторым художникам для работы хватало основных профессиональных навыков, но большая их часть хотела развития. Эти люди хотели явить своё искусство и умения миру, поэтому были организованы выставки, где представлялись сложные и качественные работы. Таким образом ювелирное искусство города было сосредоточено именно на этих выставках.

Подвеска с жемчугом "Солнышко".
Подвеска с жемчугом "Солнышко".

В 80-х годах в Ленинграде были организованы крупные выставки: «Ювелирная пластика», «Мосты», «Ленинградская художественная эмаль». Они объединили всех самых значимых художников Ленинграда, которые с удовольствием представили богатство ювелирных традиций.

Подковы.
Подковы.

В ювелирной промышленности Ленинграда также происходили изменения. Спрос на простые украшения с крупными камнями постепенно снизился, поэтому "Русские самоцветы" были вынуждены расширить ассортимент.

-11

Были разработаны украшения с мелкими камнями, начался выпуск серебряных украшений. Впервые за все время своей работы художники завода обратились к наследию Карла Фаберже, создав украшения в стилистике рубежа XIX–XX в.

-12

Начавшаяся "перестройка" способствовала развалу государственных ювелирных предприятий, на их место приходили десятки новых приватизированных фирм. У художников-индивидуалов наконец появились возможности легально работать с драгоценными материалами, самые активные создавали свои студии и предприятия.

-13

Кто-то принялся возрождать наследие старой школы, опираясь на творчество мастеров дореволюционной эпохи, Кто-то находил себя в современном мировом дизайне. Стали появляться работы выпускников ювелирных школ, в том числе и частных. Выросло количество выставок, творческих конкурсов. Ювелирная отрасль в на тот момент уже Санкт-Петербурге бурно развивалась. Не всем планам было суждено сбыться, но такова жизнь, так было всегда.

-14

Для иллюстрации публикации были использованы фото золотых кулонов от Ленинградского ювелирного завода.

Больше фото смотрите на моем Телеграм канале "Украшения эпохи СССР".

Про " Русские самоцветы" будет отдельная, подробная публикация.

Не теряйте меня, до новых встреч!