Вам знакомо это ощущение, когда вы занимаетесь спортом, у вас уже всё тело дрожит, тренер отсчитывает 7,6,5,4… и хочется сдаться! Боже, хочется просто всё послать к чертям собачьим в этот момент, потому что настигает нестерпимое ощущение «больше не могу!»
Так же и с «Ямой». С самого начала даже чувствуешь задор, книга не идёт, а летит, всё весело, просто, автор почему-то так несложно всё описывает, не вдаётся в подробности, от того и на душе легче, но дальше… С каждой главой всё тяжелее и тяжелее. Сложно дышать, приходится останавливаться всё чаще и чаще. Мысли одолевают, чувства бушуют, и так сложно, особенно, если читать душой, сердцем.
После прочтения всё буквально болит и трепещет от злобы. И как удалось у автора так умело из небольшой мягкой волны создать цунами хаоса – остаётся для меня загадкой.
Я в потрясении от персонажей, которые прорисованы так точно и так ловко, что их образ до сих пор мелькает перед моими глазами. Что касается проституток… да, проституток, несмотря на описания внешности, я не запомнила их черты, а только лишь души. Это так интересно и в то же время странно! Почему мой мозг вдруг отказался видеть образы и оставил лишь это ощущение в груди: вот так чувствуется Женька, вот так чувствуется Манька Беленькая, вот так чувствуется Тамара и Любка?.. Странно это всё. И необычно.
Я в восхищении и одновременно в ужасе от того, как сильно Куприн прописал образ бюрократизма, взяточничества и агрессивно пропитал им всё произведение. И эти грязные кляксы никак не вывести из него, никак не убрать со взгляда, потому что именно это делает книгу такой настоящей и реальной.
Мой любимый момент: «И, приняв из рук Тамары деньги, священник благословил кадило, подаваемое псаломщиком, и стал обходить с каждением тело покойницы».
Ну и без взяточничества в полиции не обошлось, где сразу чувствуется смена резкого тона на дружелюбный при виде денежек:
«— Ну и жох же вы, господин околоточный! — сказал Лихонин, доставая деньги.
— Помилуйте! —совсем уж добродушно возразил Кербеш. — Жена, дети… Жалованье наше, вы сами знаете, какое… Получайте, молодой человек, паспортишко. Распишитесь в принятии. Желаю…»
Меня поражает эта реальность. Её ощущение настолько сильное, будто это всё происходит здесь, сейчас, да так чётко и ясно, что я сама нахожусь в картине этого мира. А может, так оно и есть? И ничего совсем не изменилось?..
И на этой ноте я хочу поговорить на очень тонкую тему. Во время чтения мне стала непонятна логика проституток, поэтому решила обратиться к внешним источникам и посмотреть на YouTube-канале «Onliner» рубрику «Правда без лица», где люди в масках раскрывают всю подноготную профессий. Я просмотрела видео от проститутки, эскортницы и содержанки. И все, как один, говорили о том, что это их осознанный выбор. Их завлекли большие деньги, и да, были побои, изнасилования, обманы, сложные времена, но никто из них не решался от этого отказаться. Это как будто засосало их. Но кто-то смог выбраться, а кто-то по собственному желанию остался в этой воронке.
Я встречалась в этот период со многими людьми и обсуждала тему проституции: кто за, кто против. И многие ответили, что ничего не имеют против этого, если человек идёт туда сам. С моей колокольни мне не понятно, зачем вообще женщины идут туда, как они соглашаются на это, но с продвижением по роману я осознала одну очень важную вещь: люди, занимающиеся продажей своего тела, имеют сознание ребёнка. Отчаявшегося, потерянного, больного, сломанного и глупого ребёнка, который не может в силу своего развития понять, что происходит.
Куприн неоднократно использует сравнение проституток с детьми и указывает на их глупость, например: «…она не могла осмыслить своим куриным мозгом и простой крестьянской душой», «…её узкий, тёмный ум не мог даже теоретически представить себе иного отношения мужчины к женщине…», «первобытная, наивная душа», «желтопухий цыплёнок», «…а девчонка ещё ничего не понимает, потому что неграмотная, а кругом мужчины лезут, как кобели, – то и вы бы были в публичном доме!», «дети мои», «…над каждой из нас надругались, когда мы были детьми!.. Детьми!.. Да, детьми, глупыми, доверчивыми, слепыми, жадными, пустыми… И не можем мы вырваться из своей лямки…»
Вот что говорит одна из проституток, Женька, про девушек из публичного дома: «…ведь они ничего не осознают! .. Говорящие, ходящие куски мяса!»
Во время чтения предстаёт жуткая картина надругательства над всем женским существом: продажа в рабство, публичный дом, обман, избиение, насилие и неуважение. Женщина как мясо. Как виновник всех бед. Как причина грехопадения.
В произведении Женщина (отныне для меня в Куприне это собирательный образ всех обиженных, униженных, использованных женщин) старается достучаться до мужчины:
«Мы, которых вы лишаете невинности и потом выгоняете из дома, а потом платите нам два рубля за визит, мы всегда – понимаешь ли ты? – она вдруг подняла голову, – мы всегда ненавидим вас и никогда не жалеем!»
Если думать и чувствовать во время произведения глобально, то кусочки постепенно начинают становиться на свои места, и вырисовывается общая картина. Сразу приходит осознание того, что это было реальностью. Когда-то это было действительностью. Так относились к женщинам, и женщина слепо верила, что такое отношение – это нормально. И никуда не могла она деться. Раньше не существовало фриланса, такой свободы, что мы имеем сейчас, тогда были жёлтые билеты! (клеймо), которые выдавались проституткам взамен на паспорт, который сложно было получить обратно. И пример бедной глупой Любки показал невозможность жизни вне публичного дома: как будто у проститутки уже и лицо специальное, и вид такой, что все сразу видят настоящее нутро, не давая ни единого шанса выбраться из «клоаки».
«Угадывали в ней старинного врага – совратительницу их мужей, братьев, отцов и сыновей».
И снова виновата Женщина. Не мужчина идёт к проститутке на измену, а проститутка вызывает мужчину. Кстати, так работает и до сих пор, ведь не хочется верить в то, что в отношениях что-то не так, проще свалить вину на третьего человека, чем разобраться в самом себе и взглянуть на отношения честным взглядом.
«Яма» пугает своим размахом и ужасом правды. «Ведь она же глупа, неразвита и, вероятно, как и большинство из них, истеричка. Она – животное, годное только для еды и для постели!»
Больше всего поразила эта дикая мысль, что мужчину можно понять в порыве страсти: ему захотелось, это природа. И что всегда именно Женщина виновата в этом, это она совратила! То есть мужчина выступает как слабовольное животное, обвиняющее в собственном бесконтрольном поведении Женщину. Именно Женщина - распутная, грязная, совращающая, злая ведьма.
Страшно? Идём дальше.
Ощущение ненужности не покидает. Сцены в последней части книги из анатомического театра, когда девушки искали тело Женьки среди других трупов, вызывают холод по коже. Жуткие описания того, что всё равно эти люди уже никому не нужны, эти «мешки с картофелем, мясные туши», которые после препарирования можно сшить как угодно: вместо мозга засунуть печень… Да какая разница? Всё равно никому это тело не нужно.
Закончу рецензию так, как закончилась книга: «И все эти Генриетты Лошади, Катьки Толстые, Лельки Хорьки и другие женщины, всегда наивные и глупые, часто трогательные и забавные, в большинстве случаев обманутые и исковерканные дети, разошлись в большом городе, рассосались в нём. Из них народился новый слой общества – слой гулящих уличных проституток-одиночек».
Публичные дома растворились, но проституция – нет.
«Яма» закончилась, но мы спустились на дно.