Студентка находит повод уйти от ответа на вопрос.
Тренер обращается к еще одному студенту с вопросом: зачем тебе надо достигать твои цели?
С: Чтобы сбылись мои мечты.
Т: А зачем тебе твои мечты?
С: Для жизненного удовлетворения. Чтобы чувствовать удовлетворение и самодостаточность.
Т: Хорошо… Смотрите, девяносто пять процентов людей на земном шаре, приблизительно, по статистике, делают в жизни то, что они делают, с двумя основными целями. Все люди, 95% людей это делают. И только 5% людей делают это по другой причине. Речь идет о собственных целях, т.е. то, что люди делают для себя, любимых. Есть часть, которую они делают для других, а есть то, что для себя. А вот то, что они делают для себя, они делают с двумя основными целями, двумя мотивациями.
Первая цель – это избежать боли любым способом. Любого вида боли. Боль бывает физическая, когда больно нашему телу, при ранениях, ударах, ушибах, переломах и так далее.
Боль бывает душевная, когда травмируются наши эмоции. Связана с разочарованиями, обидами, неудачами.
И бывает еще боль, когда думаешь напряженно, пытаясь решить какую-то трудную задачу. И вот от этого постоянного думания, пребывания в этом поиске решений, даже голова начинает болеть. Это тоже вид боли.
Так вот, всё, что люди делают в жизни, они делают с двумя целями, первая – избежать боли как можно больше и безопаснее. А вторая цель – получить как можно больше удовольствия.
Это две основные мотивации, ради которых 95% людей делают то, что они делают в жизни.
То, мы с Вами сейчас проделали здесь – это увидели, что в конце, когда Вы приходили к получению удовольствия в своих рассуждениях, я сразу переходил к обсуждению этого вопроса к другому человеку. Вы это заметили?
Студенты: Да, заметили.
Т: Как только Вы говорили «получить удовольствие», я сразу переходил к другому человеку. Почему? Потому что это правда!!! Это так и есть!!! На сегодняшний день.
Но в этом есть один очень серьезный подводный кирпич, я бы даже сказал, булыжник. В этой мотивации.
Эта мотивация не является прочной сама по себе. Потому что в какой-то момент, когда очень трудно, и когда мы разочаровываемся, мы говорим: да ничего я не хочу больше…
Тренер обращается к студентке, у которой были проблемы с депрессией, и говорит: это то, с чем Вы сталкиваетесь в жизни часто. Вы говорите: не хочу больше ничего! И Вы не делаете.
И так делают многие люди, потому что эта мотивация не прочная, не достаточная для того, чтобы преодолевать сильные внутриличностные кризисы.
Давайте порисуем немного.
Тренер рисует на доске маленький кружок и говорит: это я, или любой из нас, людей. Человек. Некто человек. У этого человека есть некий собственный внутренний мир. В нем находятся наши эмоции, наши мысли, в нем нахожусь я сам. Это место, куда я «убегаю», когда бывает нужно поразмышлять о чем-то. Это я, моя личность.
Тренер рисует второй круг, больше, вокруг первого.
И есть некий внешний мир вокруг меня. Мир, который меня окружает. Что такое «мир вокруг меня»? Это люди, которые меня окружают. Это люди на улице, это мои родные и близкие, мои друзья, коллеги, партнеры и так далее.
В этом же мире находятся некие объекты физической природы. Такие, как финансы, дома, путешествия, такие, как… можно перечислять почти до бесконечности. Каждый из Вас может там свои цели прописать.
И то, что мы пытаемся сделать – это привлечь это всё в свою жизнь. Правда? Мы же пытаемся привлечь это в свою жизнь? Конечно, иначе зачем Вы достигаете свои цели? Для того чтобы вот этот объект физической природы появился в Вашей жизни, чтобы он стал Вам доступен для использования.
И через этот объект физической природы Вы высвобождаете в свою жизнь некое переживание, связанное с удовлетворением или удовольствием. Т.е. когда объект физической природы становится Вам доступным и приходит в Вашу жизнь, Вы испытываете удовлетворение. Правда?
Вы поставили цель, Вы ее достигли, Вам классно, ура!!! Вы получили удовлетворение.
Когда Вы не достигли поставленной цели, что Вы испытываете? Разочарование, неудовлетворение, а это разновидность боли. Хотите или нет, но Вы это испытываете.
В одном случае Вы испытываете удовлетворение, и Ваша мотивация оправдывается. Вы были мотивированы, так как хотели достичь этого объекта, чтобы простимулировать свое внутреннее состояние удовольствия, удовлетворения, счастья, других блаженных состояний. И Вы его испытали.
А в другом случае Вы испытали боль. Такие своеобразные качели, 50 на 50, туда/сюда, туда/сюда.
Но у меня для Вас есть новость, и она скорее хорошая, чем плохая.
Смотрите, изначально, когда Вы родились, да и не только Вы, но и любой человек, все мы, были укомплектованы всем необходимым для жизни, в том числе и внутренним состоянием мира и покоя.
Обратите внимание на детей. Как они живут. Если у них возникает какая-то нужда, то они ее решают, и им больше ничего не надо.
Все люди на земле изначально укомплектованы всем необходимым для жизни, в том числе внутренним состоянием мира и покоя. Но потом, когда человек начинает подрастать, мы, взрослые, начинаем учить его другой модели поведения. Мы начинаем прививать им ту модель, которую нам привили в свое время.
Потому что мы тоже были детьми когда-то. И мы тоже имели то, что имеют наши дети сегодня. Но однажды наши родители начали учить нас определенным вещам, начали нам говорить: если ты сделаешь вот это, то ты будешь классным парнем, если ты достигнешь вот этого, то ты будешь классной девочкой.
Если ты получишь пятерку в школе, то мы тебе дадим конфету. И так далее, и так далее…
И внешний мир, люди вокруг нас, начинает стимулировать нас к тому, чтобы стремиться приобретать внешние объекты физической природы для получения того, что у нас уже и так есть.
Изначально человек наполнен этим состоянием мира и покоя, его не нужно ни стимулировать, никак откуда-то привлекать дополнительно, понимаете? Мир он либо есть, либо его нет. Он есть, мы родились с ним.
Но потом нам начинают прививать другую модель потому, что взрослые сами живут в ней. И уже забыли о том, что есть другая. Их отучили жить в этом состоянии.
И человек начинает привлекать стимулы извне для того, чтобы простимулировать свое внутреннее состояние.
Я хочу получить от Вас обратную связь. Скажите, пока все понятно из того, что я объясняю? Если что-то не понятно – спрашивайте, я хочу, чтобы было понимание, и если его нет, то я буду объяснять еще. Это важно. Мы сейчас разберемся концептуально с этой темой, а потом посмотрим, что можно дальше с этим сделать.
Я хочу, чтобы на уровне концептуального понимания было понимание, как это происходит, или, вернее, что происходит.
С: Самое главное – это внутреннее состояние мира и покоя, а внешнее… Получается, что неправильно, когда есть стремление получить что-то для того, чтобы получить удовлетворение?
Т: Правильно или не правильно – мы сейчас об этом поговорим. Мы сейчас поговорим о том, к чему это приводит. Потому что есть определенные плоды этого, и мы все их кушаем. Понимаешь? Мы все их поедаем, эти плоды, они нам не нравятся, но мы ничего не можем сделать. Нам остается только их есть.
Тут уже вопрос мотивации: до тех пор, пока ты стремишься получить что-то вовне тебя, для того, чтобы испытать состояние внутреннего удовлетворения, ты будешь кушать эти плоды, хочешь ты этого или нет. Нет возможности отделить одно от другого.
Дело, на самом деле, в мотиве. И мотив вот он, проявился сейчас, когда я спрашивал Вас о Ваших целях и зачем они Вам. И мотив у всех практически один и тот же. Я Вам больше скажу: Вы не первая группа, с которой мы это обсуждаем, и всегда одна и та же картина, мотив всегда тот же: удовольствие, удовлетворение, счастье. Это вещи, которые имеют отношение к внутреннему состоянию.
Т.е. люди пытаются достичь этих «морковок», внешних, бегают за ними, для того, чтобы простимулировать свое внутреннее состояние.
Хорошая новость: все люди родились для того, чтобы быть влиятельными людьми, чтобы быть людьми влияния. Изначально. Все люди на земном шаре родились для того, чтобы влиять на то, что их окружает, оказывать определенное влияние, определенным образом.
Т.е. есть то, чем ты, ты, ты, я можем влиять на этот мир. Есть нечто, оно находится внутри Вас. Вы родились с этим. Но если Вы сегодня не занимаете этого влиятельного положения, т.е. вы не влияете на мир, то это значит, что есть что-то, что препятствует Вам это делать.
Это не потому, что Вы не хотите. Это потому, что есть вещи, которые сегодня препятствуют Вам это делать.
Тренер обращается к студентке, которая говорила о том, что хочет построить дом для дочери.
Продолжение следует...