В педагогику понятие "толерантность" вошло относительно недавно. Сейчас в старших классах дети очень много говорят о толерантности на школьных уроках, даже пишут выпускные сочинения на эту тему.
Хорошо ли это? Мне кажется, что в этом нет ничего плохого. Но вот одно "но" у меня все же есть. Я думаю, что школьные сочинения на эту тему не помогут школьникам стать толерантными, если не будет выполнено еще несколько условий.
Толерантность в школьных сочинениях
Пару месяцев назад моя племянница попросила меня помочь ей в подготовке к итоговому сочинению (11 класс). Мы начали работать, обсуждать поочередно темы сочинений. В какой-то момент в одной из тем встретили слово "толерантность".
Цель написания подобного рода сочинений мне понятна. Это нужно для того, чтобы воспитать в детях то хорошее, что в них было бы идеально видеть с точки зрения морали. И это, конечно, прекрасная цель.
Вряд ли кто-то будет спорить, что толерантность нужна и важна в современном мире. Как раз именно об этом дети и говорят на уроках литературы, истории, обществознания и так далее. Но вот сущность того, что стоит за этим словом, мало кто чувствует или понимает.
Иными словами, я хочу сказать, что написать сочинение о толерантности по итогам бесед со школьными учителями не значит стать толерантным. Что же нужно еще?
Практика толерантности в семье
Можно ли научить своего собственного ребенка толерантности? "Пугающее слово", - так прокомментировала этот вопрос одна из моих близких подруг.
Говорит, что сама не знает, что это такое. Что-то очень научное. Этому только в школе могут научить или репетиторы!!!
Мне кажется, что суть этой проблемы в том, что в нашем языке очень много лишних иностранных слов, которые нас пугают и даже вводят в заблуждение. Что по сути толерантность?
Терпимость, уважение, любовь, понимание и так далее. Разве всему этому мы с Вами не учим своих детей? Учим, учили этому и наши предки. Так что модное и новое в слове "толерантность" - только само слово.
Как учить? Во-первых, собственным примером. Быть терпимым к окружающим, показывать своим детям, что значит проявить заботу о ближнем, учить понимать людей и их потребности.
Но мне кажется, что и этого мало. Надо быть терпимым к своему собственному ребенку. Уважать его потребности, чаяния. Понять другого - задача непростая, особенно если речь о детях.
Если ребенок почувствует на собственном опыте, как это здорово, когда тебя принимают, он обязательно попробует повторить это состояние для других. В том числе и для своих родителей. Зерна любви и понимания вырастут в побеги "толерантности".
Школьная практика толерантности
Последние лет десять я часто слышу: "Школа предоставляет образовательные услуги, мы не имеем права воспитывать, на это есть родители". Я в корне не согласна с этим суждением.
Невозможно выкинуть из жизни ребенка такой огромный формирующий "кусок" как школа. В школе ребенок проводит очень много времени. "Учитель учит" своим примером так же, как и родитель. И это происходит, несмотря на ФГОС, даже если учитель этого не желает.
Вокруг много прекрасных педагогов, которые готовы подарить детям свои сердца. И именно они учат подрастающее поколение терпимости и любви. Но как и в любой профессии бывают исключения.
Мне бы очень хотелось, чтобы школьные беседы перед сочинениями подкреплялись устойчивым толерантным поведением взрослых - и дома, и в школе. Только тогда у нас может получиться воспитать в наших детях уважительное и трепетное отношением к миру в целом.
Закончить статью хочу маленьким советом. Почитайте с детьми рассказ выдающегося педагога Василия Сухомлинского "Горбатая девочка".
Когда я впервые прочла это произведение, долго пыталась понять, как бы я повела себя на месте героев этого совсем маленького художественно-педагогического творения... Великий педагог, его стоит услышать...