Для того, чтобы какое-то явление в обществе не повторялось, необходимо создать такие условия, когда само общество препятствует беде. Как отреагировали властные структуры? Совершенно ожидаемо.
Путин поручил главе Росгвардии В. Золотову проработать новое положение о видах оружия, которое могут использовать граждане, с учетом ситуации в Казани. (Очередные чиновники будут решать, кому дать справку, а кому не дать. Вы проходите диспансеризацию? Визит к психологу-наркологу занимает столько времени, сколько требуется, чтобы поставить штампик).
Глава СК Александр Бастрыкин сообщил, что родители учеников сами виноваты: не хотели платить за обеспечение безопасности своих детей в учебном заведении. А почему должны хотеть? Дети ходят не в частную, платную, а в муниципальную школу! Как не вспомнить слова Нобелевского лауреата Ж. Алфёрова: «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников?»
Герой России, ветеран боёв в «горячих точках» Вячеслав Бочаров сделал свои выводы: «Огромное количество встреч, проведенных в учебных заведениях как со студентами, так и со школьниками, показывают, что Федеральный закон № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России», по которому 3 сентября является Днем солидарности в борьбе с терроризмом, не отрабатывается в школах или отрабатывается поверхностно». То есть если бы в Казани почаще выступали ветераны и проводились классные часы о подвигах героев, парень не взялся бы за дробовик. Как не вспомнить, что после событий в колледже Керчи первое, что потребовала комиссия – показать план патриотического воспитания!
Конкретнее всех «специалистов» и чиновников был ветеран спецподразделения МВД Александр Рындич: «Мы не можем каждую школу оградить блокпостами, поставив вооруженную охрану на входе. Более того, кому захочется жить в стране, где это происходит? Это значит, что у нас социальные условия настолько отвратительные, что мы вынуждены каждую школу превращать в крепость. Мы должны понимать, что в произошедшем есть и наша вина: общее падение культуры, дегуманизация социума — это и приводит к таким трагедиям».
Его поддерживают люди здравомыслящие: лидер движения «Родительский отпор» Николай Мишустин требует запретить интернет для несовершеннолетних. Технически возможно ограничить доступ к порносайиам, к фильмам и видео со сценами насилия.
Международное сообщество в виде Организации экономического сотрудничества и «Сеульской декларации о медийной и информационной грамотности» прямо говорит о том, что интернет представляет очень опасную среду именно из-за угрозы социального заражения. Причина: происходит размывание моральных норм. Насилие не только ежеминутно на экране, оно романтизировано (как лихо герой стреляет от бедра, и льётся кровь, и валятся трупы) и одновременно насилие (над женщинами, над детьми, над случайными встречными) становится обыденным, привычным.
Насилие стало не трагедией, а просто новостью!
Появился киберспорт, проводятся чемпионаты России и мира по электронному шутингу (игры-стрелялки), где создаются команды, их задача – на экране перестрелять команду соперников. Первоначально эти стрелялки, очень реалистические, были созданы для тренировок американских солдат во времена войны во Вьетнаме, чтобы снизить жалость и приучить к убийствам. Но сегодня киберспорт активно популяризируется в России, это же даёт организаторам быстрые (и большие) деньги.
Советский Союз можно осуждать за многое, но терроризм в СССР был чрезвычайно редок, потому что государство контролировало СМИ и не воспроизводило сцены насилия. Сейчас у нас вроде бы свобода, как и на Западе, поэтому СМИ жадно демонстрирует эксклюзивные кадры стрельбы в супермаркете, поножовщину на остановке, избиения на автотрассе – преступник становится героем! Сбылась мечта Герострата!
Американские социологи Г. Айзенк и М. Айзенк (Исследования человеческой психики. – М. Эксмо-пресс. 2002.) пришли к выводу: «Данные прямо указывают на то, что сцены насилия и секса в средствах массовой информации влияют на установки и поведение людей. Сцены насилия, демонстрируемые на телевидении, в кино или в театре, способны вызывать к жизни как те акты агрессии, которые являются новыми для спектра реакций человека, так и уже установившиеся поведенческие стереотипы». Исследователи утверждают: «Подстрекательство к насилию любого рода несовместимо с основанным на соблюдении законов демократическим государством и не может быть оправдано под предлогом защиты свободы слова или свободы выражения».
СМИ должны быть взяты под контроль государства, иначе волна вседозволенности захлестнёт Россию.