Найти тему
Простая история

Непростая история: чего стоило Мадам Тюссо отточить свое мастерство

Оглавление
Источник: Мадам Тюссо: и история восковых фигур Памелы Пилбим .
Источник: Мадам Тюссо: и история восковых фигур Памелы Пилбим .

Мадам Тюссо всемирно известна своими музеями восковых фигур. Она была талантливым скульптором, а ее способность реалистично воспроизводить образы известных людей подарила ей всемирную славу. Однако не все знают ее необычную историю.

Навыки Мари подняли ее на вершину элитного парижского общества в XVIII веке - незадолго до Французской революции. Они же привели ее к смертному приговору и, в конечном итоге, к тому, что она отливала восковые головы с настоящих, привезенных ей сразу после гильотины. Но не будем забегать вперед.

Ранняя жизнь и начало потрясающей карьеры

Мари Гроссхольц, будущая мадам Тюссо, родилась в Страсбурге в 1761 году. Ее родной отец был потомственным палачом, поэтому с детства она привыкла к тому, что окружающие сторонились их семьи. Анна, мать будущей знаменитости, была младше своего угрюмого мужа почти на тридцать лет и, тоже, не испытывала к нему нежных чувств.

Долгие годы ее тайной любовью был молодой красавец-доктор Филипп Кертис. После бурного скандала разгоряченная Анна выпалила ненавистному мужу в лицо, что Мари не его дочь. Муж даже бровью не повел и, с присущим ему хладнокровием, утром выставил Анну с дочкой на улицу. Той ничего не оставалось, как переселиться к своему возлюбленному. Вскоре они поженились.

На официальном сайте вы не найдете этой истории. Там все более приглаженно: «Отец Мари был солдатом, участвовал в Семилетней войне. Погиб за два месяца до рождения девочки, так и не увидев ее. Овдовевшая мать работала экономкой в доме доктора Филиппа Кертиса, а потом вышла за него замуж». Именно такая история была написана самой мадам Тюссо в ее мемуарах.

В 1765 году Кертис с семьей переезжает в Париж, где вскоре заметили и оценили его художественные способности. В том же году он создал восковую скульптуру любовницы Людовика XV, мадам дю Барри. Его выставка в 1770 году оказалась невероятно популярной. Помогая отцу, юная Мари увлеклась его искусством, и, начала обучаться навыкам и приемам. Вскоре девочка начала работать сама. В 16 лет она создала свою первую восковую фигуру писателя Вольтера.

В течение следующих 12 лет мастерство Мари делало ее все более известной, особенно среди высших слоев общества. Принцесса Елизавета, сестра Людовика XVI, наняла Мари учительницей рисования, и они даже стали подругами. В этот период Мари своим талантом поразила всю аристократию. Мари создала восковые изображения короля Людовика XVI, философа Жан Жака Руссо и даже Бенджамина Франклина.

Но это оказалось не лучшее время для дружеских отношений с французским двором. В 1789 году началась Французская революция, а вместе с ней начались тысячи казней. Казнили аристократов на гильотине - это было сочтено более «гуманным» методом. Мари обвинили в роялизме, арестовали. Она была приговорена к смертной казни прокурором Фукье Тинвилем. Ее бросили в темницу и побрили голов, готовя к казни.

Любая революция хочет увековечить своих героев

Мари, все же, помиловали при условии, что она будет делать посмертные маски революционеров. А для развлечения публики – посмертные маски аристократов. После освобождения из Бастилии Мари возвращается в мастерскую Кертиса. Ей доставляют головы казненных несчастных, а она делает их восковые портреты. Среди созданных ею восковых голов были Людовик XVI, Мария-Антуанетта, принцесса де Ламбаль и многие, многие другие. Оставаться на стороне революционеров было тяжелым трудом. Когда Жан Поль Марат получил свой знаменитый удар ножом в ванне, Мари сразу же привезли на место преступления и, она начала снимать с него посмертную маску в то время, как убийцу Марата полиция еще не вывела из комнаты.

Вскоре Мари стала невосприимчивой к своей неприятной работе. В своих мемуарах она утверждала, что сидела на ступеньках своей галереи с окровавленными головами на коленях, снимая отливки с их лиц. Скульптуры сразу выставлялись в ее галерее, а парижане толпами стекались в нее, чтобы посмотреть, кто еще был казнен. По иронии судьбы последней отрубленной головой, которую она отлила из воска, был приговоренный к смертной казни ее обвинитель - Фукье Тенвиль.

-2

Мадам Тюссо переезжает в Лондон и открывает свой знаменитый музей.

Доктор Кертис умер в 1794 году и оставил ей все. Однако бизнес был далек от процветания, а Мари хотела стабильности в своей жизни. Она вышла замуж за инженера Тюссо, и у них родилось двое мальчиков. Это был неудачный брак, и в 1802 году Мари решила увезти свои восковые фигуры в Англию. Ее муж остался в Париже.

После прихода к власти Наполеона она уже не смогла вернуться во Францию. Вместо этого она стала гастролировать со своим музеем, который становился все более популярным. Это был период, до изобретения фотографии, когда не было возможности посмотреть на известных людей, а мадам Тюссо предоставила многим такую возможность. Особый упор делался на то, что мадам Тюссо была знакома с людьми, чьи фигуры она выставляла в музее. Музей имел оглушительный успех.

Наконец, в 1822 году она поселилась в Лондоне со своими сыновьями. После 33 лет гастролей по Великобритании, она открыла музей на Бейкер-стрит. Ее дети наследовали ее дело.

Мари Тюссо умерла во сне в 1850 году в возрасте 88 лет. Но ее наследие живо до сих пор. Главный филиал ее музея по-прежнему находится недалеко от Бейкер-стрит в Лондоне, и в настоящее время существует более 20 филиалов по всему миру, а новые все продолжают открываться. К счастью, условия работы современных скульпторов значительно менее мучительны.