Найти тему
Сурово о финансах

Бои на КВЖД: единственная война СССР за деньги и активы

Считается, что Советский Союз вёл только справедливые войны, для чего, впрочем, не обращал внимания на широты и меридианы, причиняя добро везде, куда дотягивался. Тем не менее, в истории были боевые действия, носившие явно империалистический, эксплуататорский характер.

Наследие царских времён

По договору с Китаем 1896 года Российская империя приступила к строительству Китайско – Восточной железной дороги (КВЖД), на условиях концессии или, если угодно, государственно – частного партнёрства. Финансовую сторону обеспечивал Русско-Азиатский банк. В 1903 году КВЖД запустили в эксплуатацию, но грянувшая русско-японская война не дала развернуться в полной мере коммерческой эксплуатации железной дороги. Потеря Порт-Артура повысила значимость КВЖД как магистрали связи Владивостока с остальной Россией.

КВЖД имела экстерриториальный статус, шедшая вдоль дороги полоса отчуждения была собственностью России. Именно на этой территории находилась инфраструктура обеспечения деятельности КВЖД и жили русские железнодорожники.

Следующим ударом по дороге стала Гражданская война, из-за которой грузооборот уже в 1918 году упал в 170 раз в годовом исчислении.

Китайское правительство, использовав как предлог борьбу с коммунизмом, запрещает 27 декабря 1917 года вывоз в Россию продовольствия, совсем граница закрывается в январе 1918 года.

Декрет Совнаркома от 17 (4) декабря 1917 года пересматривает контракт 1896 года и национализирует Русско-Азиатский банк, с передачей его функций Народному (Государственному) банку. Предыдущее правление Общества КВЖД в Петрограде распускается в феврале 1918 года, КВЖД формально становится подотчётна Наркомату путей сообщения РСФСР, но ещё несколько лет советская власть никак не контролировала магистраль.

Советский Союз и Китай в 1924 году устанавливают дипломатические отношения, СССР отказывается от ряда «специальных прав и привилегий в Манчжурии», что ликвидирует российские концессии, но КВЖД продолжает управляться СССР.

В 1924 году КВЖД получает доход в 11 млн рублей, в 1926 — почти 20 млн руб., а вот с 1927 года прибыль покатилась вниз: меньше 10 млн в 1927-м и вдвое меньше в следующем. Американские и канадские экономисты и финансисты уверены: КВЖД может приносить доход не менее 50 млн золотом в год.

Провокации переходят в масштабные бои

Самопровозглашённый генералиссимус Чжан Цзолинь регулярно проводит провокации на КВЖД. Его деятельность надоедает СССР и советские спецслужбы взрывают поезд Чжан Цзолиня 4 июня 1928 года. По другой версии взрыв организовали японцы.

Отцовское дело продолжает маршал Чжан Сюэлян. Формально он признаёт руководство Чан Кайши, но в реальности вёл себя как удельный средневековый князёк. Китайская полиция захватывает 22 декабря 1928 года телефонную станцию КВЖД в Харбине, спускает знамя компании, частично содержавшее советскую символику. Поднимается знамя Гоминдана. В январе 1929 года китайцы захотели принудить советского начальника дороги согласовывать свои распоряжения. СССР хочет урегулировать противоречия с Чжаном Сюэляном, но тот срывает переговоры в Мукдене в феврале 1929 года.

Белогвардейское эмигрантское сообщество в Харбине не могло спокойно смотреть на КВЖД и содействует китайцам. Последние при поддержке белогвардейских частей в июле 1929 года попытались захватить железнодорожную магистраль.

Налёту подверглись правление КВЖД в Харбине и её учреждения по всей линии дороги до станции Пограничная. Арестованы 2000 совслужащих, три с половиной десятка высланы на Родину. Официальные власти Мукдена и Нанкина не идут на мирное урегулирование. Итогом стал разрыв 7 августа дипотношений между Советским Союзом и Китаем. СССР создаёт Особую Дальневосточную Армию (ОДВА) под командованием Блюхера.

Мукденские войска и русские белогвардейцы разворачивают боевые действия против советских войск на Амуре и в Забайкалье, но части ОДВА быстро разгромили их. Военные действия переносятся на территорию Китая.

Под командованием Чжан Сюэляна было 0,3 млн бойцов и 11 кораблей Сунгарийской речной флотилии. Китайцы имели артиллерию, пулемёты и миномёты, но самым распространённым вариантом вооружения пехотинца стало сочетание маузера с классическим китайским мечом дадао.

-2

У ОДВА были превосходящие китайцев наземные силы, авиация (Р-1 и Р-3), броневики, только-только поступившие на вооружение танки МС-1 и Амурская речная военная флотилия. ОДВА начала наступательную Сунгарийскую операцию 12 октября 1929 года. Она разворачивалась успешно, РККА уничтожило практически все китайские военные суда, пал Лахасусу, китайцы побежали, красная кавалерия бросилась преследовать. Счёт потерям шёл на тысячи. Бойцы РККА, поддерживаемые авиацией, артиллерией и танками, перешли по льду Аргунь 17 ноября и атаковали в районе Чжалайнора. К 20 ноября всё было кончено, хотя формально бои прекратились только месяц спустя.

Потери ОДВА не превысили 300 человек убитыми, 1400 – ранеными и 30 пропало без вести. В плен попало 10 000 китайцев, счёт погибшим прекратили после достижения порога в 2000.

Статус-кво на КВЖД восстановил «Хабаровский протокол», подписанный в Хабаровске 22 декабря 1929 года. Кроме того, китайские власти взяли на себя обязательство по разоружению белогвардейцев и высылке их командиров из Дунбэя. В качестве жеста доброй воли СССР в ответ тут же убрал свои войска с северо-востока Китая.

Дальнейшая судьба КВЖД

Но уже в 1931 году Япония начинает захват Маньчжурии, становится ясно, что судьба советского участия в концессии КВЖД предрешена. Создано марионеточное государство Манчжоу-Го.

В июне 1933 года начинаются многомесячные, тяжёлые переговоры, в результате которых Советский Союз продавал КВЖД Манчжоу-Го за 140 миллионов иен. СССР получал японские товары на протяжении двух лет в уплату двух третей суммы, часть погашалась наличными и ещё в уплату принимались казначейские обязательства Манчжоу-Го, гарантированные японцами, под 4% годовых.

-3

После разгрома Квантунской армии в августе 1945 года КВЖД возвращается под контроль СССР, по подписанному советско-китайскому соглашению о Китайской Чанчуньской железной дороге (так называлась КВЖД с вернувшейся в её подчинение южной веткой до Порт-Артура). В совместном обществе стороны имели паритет, дорога должна была эксплуатироваться исключительно в коммерческих целях с последующей передачей Китаю всей дороги безвозмездно в 1975 году. В реальности КНР получил в полное распоряжение КВЖД гораздо раньше, на пике дружбы Сталина с Мао Цзэдуном.

Константин Барановский