Найти тему
Павел Грибанов

Учись или будешь уволен: как пандемия изменила рынок труда

Пандемия нанесла удар по мировому рынку занятости: миллионы людей остались без работы. Компания Boston Consulting Group, специализирующаяся на управленческом консалтинге, выяснила, какие сферы пострадали больше других

Эксперты BCG проанализировали влияние пандемии коронавируса на рынок труда. Исследование проходило в период с октября по начало декабря 2020 года. Специалисты опросили более 200 тыс. человек из 190 стран мира. В выборку вошли мужчины и женщины в равных долях. В основном представители компании опрашивали людей до 40 лет.

Аналитики выяснили, сколько специалистов потеряли работу, в какой из сфер увольнения носили массовый характер. Также изучалось, насколько сотрудники готовы поменять сферу деятельности при необходимости.

Низкоквалифицированные работники под ударом

По итогам исследования выяснилось, что в результате пандемии около 36% работников были уволены, либо их трудовой день сократили, для 50% сотрудников ничего не поменялось, у 14% — напротив, увеличилось количество работы.

Больнее всего ситуация ударила по двум категориям: самым низкоквалифицированным сотрудникам и молодым людям до 20 лет. Около 40% из них были уволены. Примерно половина не имела начального образования. Для сравнения — среди докторов наук потерявших работу не более 25%.

Эксперты BCG также выявили сферы, где сокращения носили массовый характер. Выяснилось, что представители сфер искусства, продаж, медиа и легкой промышленности чаще других оставались без работы. Специалистов же из сфер здравоохранения, науки, ИТ и технологий, напротив, увольняли реже остальных.

Число людей, оставшихся без работы, во многом зависело от страны проживания. Лидерами среди государств, где уволенных было больше всего, стали Мексика, Конго, Великобритания, Индонезия, Ангола, Камерун. А вот в Таиланде, Сингапуре, Китае и Малайзии, наоборот, большинство людей сохранили свои рабочие места.

«Нелегко найти четкое объяснение этим различиям. Они могут быть связаны с отраслями, наиболее развитыми в отдельных странах», — отмечают авторы доклада.

На российский рынок труда пандемия повлияла в меньшей степени. Только 28% сотрудников оказались уволены или их рабочий день сократили. Чаще других это случалось с молодыми работниками (20 лет и меньше) и людьми предпенсионного возраста (51-60 лет). Чем ниже уровень образования, тем чаще человек оказывался без работы. Как и в других странах, занятости лишались чаще работники сферы услуг и искусства. Реже такая участь постигала сотрудников сферы ИТ и социального обеспечения.

Руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров согласен: в России распространение COVID-19 «ударило» в первую очередь по молодым сотрудникам. Найм таких специалистов прекратился в первые месяцы локдауна. Главная причина — трудности с адаптацией в условиях удаленной работы, сообщил он РБК. Среди сфер, на которые пандемия оказала негативное влияние в первую очередь, — сфера общественного питания, услуг, спорта и офлайн-развлечений.


Переобучение — путь к успеху

Пандемия бросила вызов многим специалистам. В условиях локдауна предприятия старались максимально автоматизировать свою деятельность — участие людей в производственных процессах старались свести к минимуму. Например, в ресторанах быстрого обслуживания сократили большинство кассиров, и вместо них поставили аппараты самообслуживания. Процесс автоматизации лишил и продолжает лишать работы миллионы людей, в связи с чем возникла необходимость переобучения.

Опросы BCG показали, что 68% сотрудников на новую профессию «готовы переучиваться в любом случае». Еще 28% сделают это, «если будет необходимо». Только 4% респондентов заявили, что не готовы менять сферу деятельности ни при каких обстоятельствах. Выше процент работников, готовых к переподготовке, в тех отраслях, «которые пережили наибольшие разрушения», сообщили эксперты. Это сфера услуг и ретейл. Ниже он в научном, медицинском сообществе и социальной сфере.

Наряду с этим число людей, готовых освоить новую профессию, в разных государствах неоднородно. Чаще других готовы учиться новому жители африканских и азиатских стран. Лидерами списка стали Конго, Камерун, Ангола. Американские и европейские рабочие реже хотят получать новые навыки. Нидерланды, Дания и Венгрия оказались в конце списка. Объяснение этому простое: в бедных странах люди надеются только на себя, в богатых же развита социальная защита. Даже оставшись без работы, граждане получают денежное пособие и зачастую сохраняют приемлемый образ жизни.

«Европа — это место, где люди по-прежнему гордятся полученным образованием и часто рассматривают выбранную профессию, как жизненный путь», — резюмируют авторы исследования.

При этом большинство россиян готовы подстраиваться под меняющуюся действительность и получать новые профессиональные навыки. Согласно опросу HeadHunter, 86% респондентов хотя бы раз в жизни повышали свою профессиональную квалификацию. Готовность получать новые знания — отличительная черта жителей нашей страны. Результаты исследования BCG говорят о том же: так, 56% респондентов «хотят пройти переквалификацию в любом случае», еще 41% — в случае необходимости. Только 3% сотрудников совершенно не готовы менять профессию. Чаще других готовы к новым знаниям молодые люди — от 20 до 40 лет. При этом россияне самостоятельно обучаются новым знаниям. Самообразованием занимаются 76% людей, для сравнения — по миру этот показатель составляет 62%.

По количеству времени, которое люди тратят на приобретение новых навыков, лидируют развивающиеся страны. Возглавляет этот список Турция. Затем следуют Кот-д'Ивуар, Камерун, Конго, Сенегал. В конце рейтинга расположились Сингапур, Франция, Швейцария, Нидерланды.

Возраст и уровень образования также влияли на желание приобретать новые навыки. Молодые работники были чаще настроены на обучение, чем зрелые люди. При этом чем выше уровень образования у человека, тем с большей долей вероятности он менял профессию. Доктора наук решались на это в два раза чаще граждан со средним образованием.

Около половины опрошенных BCG для повышения квалификации использовали онлайн-инструменты — курсы, мобильные приложения. В 2018 году таких было всего 36%. Толчок к развитию дистанционного образования дала пандемия, к таким выводам пришли эксперты. Еще одна тенденция — за два года вдвое увеличилось число людей, использующих государственные обучающие программы. Правительства стран помогали в образовании гражданам, оставшимся без работы и денег.