Хороши драматургические отсылки к классике и религиозной мифологии. Не очень хорош культ Сталина. А еще у фильма мог быть сиквел. Наверно, стоит снять.
Ранее я обругал низкобюджетный фильм «Зоя Космодемьянская», неумело снятый Администрацией Рузского района Московской области, местами похожий на любительский треш-хоррор. Прокатное кино «Зоя» выглядит более прилично, но и оно не без проблем.
В фильме «Зоя» последовательно излагается биография героя Светского Союза: с вальса с одноклассником Женей (чей недолгий военный путь станет для героини одним из мотивов пойти добровольцем), заканчивая виселицей в селе Петрищево, где Зоя проводила диверсию.
Мы видим дружеское окружение Зои, знакомимся с братом, наблюдаем тяжелые учения добровольцев и выполненную (хоть и с потерями) операцию по подрыву дороги. И только потом – операция в Петрищево, после которой Зоя стала символом мужества, стойкости и жертвенности.
Технических проблем не так много
Актеры старше лет на десять. Ссылки на кино СССР, где все возрастные, не аргумент, зачем перенимать дефекты? Героиню Анастасии Мишиной, понятно, старит сама война, но ее брат Александр в 16 лет – слишком здоровый дядька. Возраст актеров смотрится как неряшливость, брак.
Минирование дороги – слегка трешевенько. Стоит снимать сцены с огнем более аккуратно. Песня на титрах, в которой с зашкаливающей надрывной патетикой и лобовыми отсылками к Евангелие пересказывается история Зои... этот опус на стихи Дмитрия Рогозина не для слабонервных.
В остальном на ремесленном уровне все довольно ровно, придираться к документальным мелочам, вроде речи Молотова или даты эвакуации Сталина из Москвы нет смысла. В целом фильм выглядит добротным.
«Восхождение» и Евангелие
Точно, жестко, но с чувством меры и достоинством, и даже, можно сказать, одухотворенно экранизирована самая сложная часть – про испытания, через которые Зоя прошла в плену. После нее проход к эшафоту действительно ощущается как шествия морально победившего.
Здесь нет нездорового эксплотейшн-элемента как в «Собиборе» или в сделанном в Рузского районе фильме про Зою. Даже неловко отмечать этот момент, ведь для российского человека и режиссера неспособность опошлить тему войны должна быть нормой. Но, к сожалению, в военных фильмах постсоветской России честь и достоинство – редкость.
Подвиг подается метафорически, очевидно отсылая к Евангелие и к советской фестивальной классике. Это грамотно. Страшная ночь в Петрищево по факту лишена сюжетных поворотов, вроде попытки побега, и развязка известна. Чтобы показать это интересно и с достоинством, нужна хорошая драматургия, нужен психологический, идейный конфликт.
Эта задача решается путем усиления образа офицера, который вел допрос, уважая силу духа Зои и пытаясь добиться от нее отречения. Он приобретает черты Понтия Пилата, тяготящегося необходимостью выбора и приговора к высшей мере человека, в котором он предпочел бы видеть союзника, а не врага. И в финале он понимает, что морально проиграл.
Для усиления конфликта используется евангельская альтернатива: Зоя может избежать утра с эшафотом, если на табуретку встанет ее соратник по диверсионной группе Василий Клубков, который, как считается, дал немцам информацию, возможно, из хитрости (случаи, когда бойцы вынуждено завербовывались, но сбегали, не редкость).
Есть даже диалог Клубкова и Зои, прямо отсылающий к «Восхождению», героической ленте Ларисы Шепитько, которая и сама очевидно, начиная с названия, опиралась на евангельский сюжет (после смерти Сотникова предатель Рыбак даже пытался повторить известный путь Иуды).
Есть и просто народ, не знающий во что верить и относящийся к развязке истории Зои весьма по-разному. Здесь авторы честны с документальным материалам и часто озвучивают позицию населения, недовольного реализацией (как потом станет известно) приказа № 0428 о спецкомандах по сжиганию оккупированных поселений. Неоднозначность реакции народа тоже укладывается в евангельскую канву.
В пользу духовного подхода авторы уводят в сторону комсомольскую непреклонность Зои, в ее спиче в разговоре с Клубковым все больше просто житейский гуманизм, а не коммунистическая идеология. Наверно, и это правильно. Ни к чему валить все идейные смыслы в кучу.
Как закалялся Сталин
Превращение Петрищево в подобие Голгофы выглядит оправданным, соответствует реальной героизации Зои в образе мученицы. Да еще и представляет художественную, культурную ценность. Проблема одна: вслед за героизацией Зои в фильме растет и крепнет культ личности Сталина, который местами становится богоподобным.
Это с его попустительства происходят страдает население деревень, Зоя и ее товарищи идут на задания, из которых обычно не возвращаются. Это его приход пророчит Зоя, стоя на эшафоте (в кино следуют газетной версии ее спича из статьи журналиста Петра Лидова).
Сталин лично является перед Зоей и спрашивает, не страшно ли, а потом думает о ней (задолго до появления статьи Лидова), стоит перед ее обелиском в 1942 году и т.д. В итоге кино получается двухслойным.
С одной стороны реальная история подвига, а с другой стороны миф о том, как закалялся Сталин. И этот момент серьезно портит впечатление от фильма. Да, в древних мифах так заведено: не будь богов, не будет и героев. Но так ли необходимо было педалировать эту мысль с экрана?
«Рядовой Чээрин» – фильм про якутского супергероя в плащ-палатке
Почему фильм «Ржев» лучше книги «Искупить кровью»
«Подольские курсанты» – с советской честью, но с манерами Джона Ву
Холокост, концлагерь. Один из сильнейших фильмов сделан в России