Найти тему
MВ.МaYeR.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. III.World of Tanks Blitz.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. III на испытаниях.

История создания и модификации

Zugführerwagen.

Хотя Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, по условиям Версальского мирного договора было запрещено иметь бронетанковые войска, работы по созданию бронетехники велись в ней уже с 1925 года[2]. Первым танком, запущенным в итоге стал лёгкий танк PzKpfw I, в то время известный под кодовым обозначением «малый трактор», (нем. Kleintraktor), разработка которого велась с 1930 года[3]. Вместе с тем, недостатки PzKpfw I, имевшего экипаж из двух человек, пулемётное вооружение и противопульное бронирование, были очевидны ещё на этапе его проектирования, поэтому уже вскоре Управлением вооружений рейхсвера была сформулирована необходимость разработки более тяжёлых танков. Согласно документам фирмы «Крупп» за 1933 год, Управление вооружений планировало создание двух танков — несколько большего, чем PzKpfw I и вооружённого 20-мм пушкой, будущего PzKpfw II, разработка которого была поручена фирме «Даймлер-Бенц» и вооружённого 37-мм пушкой и имевшего вес около 10 тонн танка, контракт на разработку которого планировала получить «Крупп». Окончательное решение о начале разработки этих двух машин было принято после состоявшегося 11 января 1934 года совещания руководства Управления вооружений по вопросам определения приоритетных программ в условиях недостатка финансирования. Формальное разрешение на начало работ по танку (нем. Gefechtskampfwagen) было выдано Управлению инспекцией бронетанковых войск 27 января того же года.

В феврале 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс на разработку нового танка, получившего кодовое обозначение «танк командира взвода» (нем. Zugführerwagen) или Z.W. После исследования возможностей различных компаний, к участию в конкурсе были приглашены четыре фирмы: «Даймлер-Бенц», «Крупп», M.A.N. и «Рейнметалл». Технические требования к танку включали в себя:

  • масса порядка 10 тонн;
  • вооружение из 37-мм пушки во вращающейся башне;
  • максимальная скорость не менее 40 км/ч;
  • использование двигателя HL 100 мощностью 300 л. с. производства фирмы «Майбах», трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

После изучения предварительных проектов, представленных «Даймлер-Бенц», M.A.N. и «Рейнметалл», Управлением вооружений летом 1934 года были выданы заказы на производство прототипов:

  • «Даймлер-Бенц» — два прототипа шасси;
  • M.A.N. — один прототип шасси;
  • «Крупп» — два прототипа башни;
  • «Рейнметалл» — один прототип башни.

По результатам испытаний прототипов, было выбрано шасси «Даймлер-Бенц», первый экземпляр которого был собран в августе 1935 года. В дополнение к первым шасси, обозначавшимся как Z.W.1 и Z.W.2, «Даймлер-Бенц» получила контракт на создание ещё двух улучшенных прототипов — Z.W.3 и Z.W.4.. Два прототипа башен «Крупп» были закончены ещё в августе 1934 года, но окончательно они были выбраны только после сравнительных испытаний их вместе с башнями «Рейнметалл» на прототипах шасси.

Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C и D

Заказ на производство «нулевой серии» из 25 танков, предназначенной для войсковых испытаний, был выдан Управлением вооружений в декабре 1935 года, при этом выпуск первых танков был намечен на октябрь 1936 года с тем, чтобы передать все 25 машин войскам уже к 1 апреля 1937 года. К тому времени обозначение танка несколько раз менялось, пока приказом от 3 апреля 1936 года не было установлено в окончательном варианте — Panzerkampfwagen III.

  • 1. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.A) — 10 (60101 — 60110), Daimler-Benz, 1937 год
  • 2. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.B) — 15 (60201 — 60215), Daimler-Benz, 1937 год, из них 5 шасси для Pz.Sfl.III (s.Pak) — StuG III 0./Serie
  • 3a. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.C) — 15 (60301 — 60315), Daimler-Benz, 1937—1938 годы
  • 3b. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.D) — 30 (60316 — 60340, 60221 — 60225), Daimler-Benz, 1938, 1940 годы

Pz.Kpfw.III Ausf.A

Контракт на производство первой предсерийной партии (1.Serie/Z.W.) из 10 машин был выдан фирме «Даймлер-Бенц», башни же для танков должна была поставить «Крупп». Помимо них, в производстве был задействован ряд других фирм, производивших отдельные узлы и компоненты танка. Так, броневые корпуса и бронирование башен изготовлялись фирмой «Дойче Эдельштальверке», ряд других фирм поставляли оптические приборы и компоненты силовой установки и ходовой части. Десять машин этой серии, получивших позднее обозначение Ausführung A (Ausf.A«модель А»), являлись развитием конструкции прототипа Z.W.1. Характерной особенностью этой модификации являлась ходовая часть, с пятью опорными катками большого диаметра с индивидуальной подвеской на вертикальных пружинах и двумя поддерживающими катками с каждого борта. Масса Ausf.A составляла 15 тонн, максимальная же скорость оказалась ниже требований заказчика и составила лишь 35 км/ч. «Даймлер-Бенц» планировала завершить сборку двух шасси уже к ноябрю 1936 года, но реально начало производства Ausf.A затянулось до 1937 года. Точные даты выпуска машин этой модификации неизвестны, однако известен их примерный период — между 1 мая 1937 года, когда, согласно отчётам, ещё не было принято ни одного танка и 1 октября того же года, когда на вооружении числилось уже 12 Pz.Kpfw.III.

-2

Pz.Kpfw.III Ausf.D, Польша, 1 сентября 1939 года.

Pz.Kpfw.III Ausf.B

Второй заказ, выданный «Даймлер-Бенц» и «Крупп», предусматривал производство второй предсерийной партии (2.Serie/Z.W.) из 15 машин, представлявших собой развитие прототипа Z.W.3 и получивших обозначение Ausf.B. От Ausf.A их отличала прежде всего ходовая часть, имевшая с каждого борта по 8 опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами. Помимо этого, в конструкцию танка был внесён ряд менее значительных изменений. Пять шасси Ausf.B были перенаправлены для производства нулевой серии САУ Sturmgeschütz III, что, согласно германской документации, привело к завершению лишь десяти танков , хотя многие источники тем не менее говорят о 15 выпущенных танках этой модификации. После испытаний все 5 машин нулевой серии Sturmgeschütz III вплоть до 1941 года использовались в учебных целях. Производство танков этой модификации началось после завершения работ над машинами из партии Ausf.A, а последние танки Ausf.B были доставлены в войска к концу ноября — началу декабря 1937 года.

Pz.Kpfw.III Ausf.C

Заказ на третью предсерийную партию Pz.Kpfw.III (3.Serie/Z.W.) из 40 танков был также выдан «Даймлер-Бенц» и «Крупп», также к выпуску был привлечён ряд как прежних, так и новых субподрядчиков для отдельных узлов и компонентов танка. 3.Serie/Z.W. включала в себя две партии — 3a.Serie/Z.W. из 15 машин и 3b.Serie/Z.W. из 25 машин, получивших обозначения, соответственно, Ausf.C и Ausf.D. Конструктивно Ausf.C отличались от танков Ausf.B прежде всего изменённой подвеской, 8 катков которой с каждого борта теперь были скомпонованы в три тележки — крайние по два катка и среднюю из четырёх катков, по-прежнему подвешенных на листовых рессорах, а крайние тележки также и на амортизаторах. Кроме этого, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Производство Ausf.C велось с середины 1937 по январь 1938 года, когда сдали последние 2 танка серии.

Pz.Kpfw.III Ausf.D

Последней предсерийной модификацией Pz.Kpfw.III стала Ausf.D. Танки этой модификации отличались доработанной кормовой частью корпуса и командирской башенкой новой конструкции, а также изменениями в силовой установке элементов подвески. Многие особенности Ausf.D, например, конструкция кормовой части, перешли впоследствии на серийные машины. По поводу бронирования танков этой модификации, мнения историков расходятся. Традиционной является версия о 30-мм вертикальном бронировании Ausf.D, как и на танках первых серийных модификаций, по разным данным, такое бронирование имели все, либо же все за исключением первых 5 машин, танки Ausf.D. Однако эта версия оспаривается историком Т. Йенцем, указывающим на то, что эти данные, как и многие другие, происходят из отчётов британской разведки, написанных во время Второй мировой войны и вскоре после неё, и являются лишь ошибочными предположениями. Сам Йенц, основываясь на германских документах того периода, утверждает, что бронирование всех танков Ausf.D оставалось неизменным по сравнению с предыдущими модификациями, а 30-мм броню имела лишь новая командирская башенка. Производство Ausf.D началось в январе 1938 года, сразу после завершения выпуска Ausf.C и закончилось в июле (4 танка). По германским документам, в отчёте за 1 июля 1938 года числились на вооружении 56 танков Ausf.AAusf.D, но, по версиям историков, последние Ausf.D были выпущены ещё в июне или июле 1938 года. Первоначальный заказ Ausf.D составил 25 машин, однако в связи с тем, что 5 шасси Ausf.B были выделены ранее на строительство САУ, остались невостребованы уже изготовленные для них верхние части корпуса и башни и Управление вооружений заказало «Даймлер-Бенц» изготовление 5 дополнительных шасси в 3b.Serie/Z.W.(№ 60221-60225). Однако к тому времени приоритетной задачей явилось уже производство последующих серий Pz.Kpfw.III, поэтому сборка этих пяти машин, обозначаемых в некоторых документах как 3c.Serie/Z.W., произошла только в октябре 1940 года. Именно эти 5 танков, поступившие в 40-й танковый батальон Особого Назначения в Норвегии, приняли участие в начале операции «Барбаросса» на севере Финляндии. Всего, таким образом, было изготовлено 30 танков модификации Ausf.D, хотя некоторые источники называют и цифры в 29 или даже 50 машин.

Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G и H

Pz III Ausf.E

Первая относительно крупносерийная (по немецким меркам тех лет) версия Pz.III — с декабря (1 танк) 1938 по октябрь 1939 года изготовлено 96. По заказу в январе 1939 года промышленность должна была выпустить 1250 Pz.III. Но в связи с тем, что к концу мая удалось изготовить лишь 10, заказ сокращён на 500. В последующие два месяца из цехов вышли только 19 танков, а заказ сократили ещё на 200 единиц. Выполнить его до начала Второй мировой войны так и не удалось. На Ausf.E полностью новая ходовая часть, включавшая шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт и торсионную подвеску. В подвесках первого и шестого опорных катков амортизаторы. Изменились поддерживающие катки и ленивец. Танк с двигателем Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с. и десятискоростной коробкой передач Variorex SRG 328—145. Курсовой пулемёт в новой шаровой установке Kugelblende 30. Механик-водитель получил комбинированный (смотровая щель с триплексом и перископ) прибор наблюдения Fahrersehklappe 30. Крышки бортовых башенных люков стали двухстворчатыми. В нижних бортовых листах корпуса между верхней ветвью гусениц и опорными катками появились эвакуационные люки. Несколько видоизменились люки моторного отделения. Остальные узлы и агрегаты танка, включая вооружение, изменений не претерпели. В 1940—1941 году часть машин модификации E была перевооружена 50-мм пушками KwK 38. В ходе войны некоторое количество Pz.III Ausf.E переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей и БРЭМ.

  • 4. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.Е) — 96, в том числе:

41 (60401 — 60441), Daimler-Benz, 1938—1939 годы55 (60442 — 60496), MAN, 1939 год

Pz.III Ausf.F

Незначительно модернизированный вариант Ausf.E. Оба по внешнему виду практически идентичны. Танки варианта F поздних выпусков имели защиту башенного погона от пуль и осколков, предохранявшую от заклинивания, дополнительные приборы наружного освещения и новую командирскую башенку. С сентября 1939 по июль 1940 года заводские цеха покинули 435 Ausf.F. Выпуск в намеченные сроки столь большой серии танков оказался не под силу фирме Daimler-Benz, и к производству подключились фирмы FAMO, MAN, Alkett и Henschel.

Pz.III Ausf.F mit 5 cm KwK 38

В июне 1940 года появились первые 10 танков этой модификации, вооружённые 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра. Установка новой пушки потребовала переделки лобовой части башни. На танках с 37-мм орудием маска как бы внутри башни, а на машинах с 50-мм — снаружи. Количество спаренных пулемётов сократили до одного.

  • 5. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.F) — 435, в том числе:

96 (61001 — 61096), MAN, 1939—1940 годы95 (61101 — 61195), Daimler-Benz, 1939—1940 годы28 (61201 — 61228), FAMO, 1940 год120 (61301 — 61420), Henschel & Sohn, 1940 год60 (61501 — 61560), MIAG, 1939—1940 годы36 (61601 — 61636), Alkett, 1940 год

Pz.III Ausf.G

Производство танков Ausf.G велось с апреля 1940 по февраль 1941 года. За это время было выпущено 600 машин. В конструкцию внесли много мелких изменений. Броню кормы корпуса увеличили с 21 до 30 мм. На крыше башни появился электрический вентилятор, закрытый броневой крышкой, и лючок для стрельбы из ракетницы. На корме башни стали крепить ящик для снаряжения, прозванный «ящик Роммеля», — впервые они появились на танках Африканского корпуса. На машинах поздних выпусков новые командирские башенки с пятью смотровыми приборами, унифицированные с башенками танков Pz.IV. Ширину гусениц довели до 400 мм, установили новые ведущие и направляющие колёса. Часть танков модификации G изготовили в тропическом варианте Ausf.G (trop) с более мощной системой охлаждения и усиленными воздушными фильтрами. Этапным же изменением в конструкции танка стала замена вооружения. После завершения французской кампании в августе 1940 года поднят вопрос об усилении огневой мощи Pz.III. В этой связи часто упоминается расхождение во взглядах фюрера и Службы вооружения сухопутных войск. Гитлер якобы потребовал установить на танк 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров, но вооруженцы ослушались и остановили свой выбор на «короткой» 50-мм пушке с длиной ствола в 42 калибра. На самом деле установить 60-калиберную пушку в «тройку» в тот момент невозможно, поскольку испытания нового орудия начались только 1 августа 1940 года и продолжались до зимы 1942-го. Что касается 42-калиберной пушки, то её серийное производство началось в конце июня 1940 г. — и альтернативы ей не было. В июле их месячный выпуск достиг 40, а к осени 1941 г. ежемесячно изготавливалось 250 орудий. Быстрому освоению новой пушки способствовало её конструктивное подобие 37-мм орудию. Производство того прекратили в августе 1940 г., но ещё вплоть до октября его продолжали устанавливать в танки. Всего 37-мм пушками были оснащены 67 танков. Впрочем, со временем все они были заменены 50-мм пушками.

  • 6. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.G) — 600, в том числе:

90 (65001 — 65090), MAN, 1940 год155 (65101 — 65255), Henschel & Sohn, 1940—1941 годы15 (65365 — 65379), FAMO, 1940 год150 (65401 — 65550), включая 21 танк в варианте ZW 40 (65462, 65531 — 65550), Alkett, 1940—1941 годы80 (65720 — 65799), MIAG, 1940 год60 (65801 — 65860), Daimler-Benz, 1940 год50 (65901 — 65950), MNH, 1940—1941 год

Pz.III Ausf.H

В октябре 1940 года заводы MAN, Henschel, Wegmann, MNH и MIAG начали производство танков версии H. По апрель 1941 года было выпущено 286 единиц. Первоначальный заказ на 759 танков сократили в пользу следующей модификации — Ausf.J. Важнейшие изменения на Ausf.H в корме башни — теперь она изготавливалась из цельной гнутой 30-мм бронеплиты. На лобовую часть корпуса наваривался дополнительный 30-мм броневой лист, в котором выполняли вырезы под смотровой прибор механика-водителя и установку курсового пулемёта. Таким образом, лобовая броня корпуса увеличилась до 60 мм. Подобно танкам Ausf.G поздних выпусков, машины версии H оснащали новыми командирскими башенками, 400-мм гусеницами массой по 700 кг, новыми ведущими направляющими колёсами. Передние поддерживающие катки сместили вперёд, ближе к амортизаторам. На танках взамен десятискоростных устанавливались шестискоростные механические синхронизированные коробки передач типа Maybach SSG77. В результате нововведений масса танка возросла до 21,6 т.

  • 7. Serie Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.Н) — 286, в том числе:

50 (66001 — 66050), Daimler-Benz, 1940—1941 годы98 (66101 — 66198), MAN, 1940—1941 годы72 (66301 — 66372), MIAG, 1940—1941 годы66 (66401 — 66466), Henschel & Wegmann, 1940—1941 годы

Panzerkampfwagen III Ausf.J, L, M и N

Для производства танков 8. Serie Z.W. были заключены четыре контракта:

1-й — 779 (68001 — 68979)2-й — 1800 (72001 — 74100)3-й — 1400 (74101 — 75500)4-й — 1000 (75501 — 77800)

Pz.III Ausf.J

Следующая модификация Pz.III — J в серийном производстве с марта 1941 по июль 1942 года. Лобовой броневой лист корпуса довели до 50 мм. В связи с этим в лобовом листе смонтированы шаровая установка Kugelblende 50 для пулемёта MG 34 (аналогичная используемой на танках Pz.IV Ausf.F) и смотровой прибор механика-водителя Fahrersehklappe 50 с бинокулярным перископом KFF 2. Бронезащита башни и бортов корпуса осталась прежней — 30 мм, щита маск-установки пушки — 20 мм. Изменилась конструкция буксирных крюков, двухстворчатые крышки люков доступа к трансмиссии заменили на одностворчатые (на танках поздних выпусков так же поступили с люками доступа к двигателю), воздушные фильтры перенесли с моторной перегородки на карбюраторы. Внесли и много других мелких усовершенствований. Самым же важным нововведением стала установка новой пушки. Первые 1600 (1602) Ausf.J были вооружены 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра. С декабря 1941 года в танки начали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола 60 калибров с большей бронепробиваемостью. Такие орудия получили 950 (951) Ausf.J. Впрочем, уже в скором времени все вновь выпускаемые танки с пушкой KwK 39 стали именовать Pz.III Ausf.L. Замена пушки — необходимость после сражений на Восточном фронте. Выяснилось, что Pz.III, предназначавшийся по замыслу для борьбы с танками противника, мог пробить броню советского тяжёлого танка КВ только с 200 м (Т-34 и КВ поражали «тройки» с 500—1500 м). Новая пушка позволила хотя бы частично уравнять шансы и увеличить дальность эффективного огневого боя с советскими танками до 500 м.

  • 8. Serie Z.W. (1-й контракт) (Pz.Kpfw.III Ausf.J) — 779, (1941 год) в том числе:

134 (68001 — 68134), Daimler-Benz133 (68201 — 68333), MAN133 (68401 — 68533), MIAG100 (68601 — 68700), MNH279 (68701 — 68979), Henschel & Sohn

  • 8. Serie Z.W. (2-й контракт) (Pz.Kpfw.III Ausf.J) — 823, (1941 год) в том числе:

113 (72001 — 72082, в диапазоне 72083 — 72208), Daimler-Benz152 (72401 — 72506, в диапазоне 72507 — 72633), MAN113 (72801 — 72873, в диапазоне 72874 — 73027), MIAG154 (73201 — 73284, в диапазоне 73285 — 73387), MNH167 (73601 — 73767), Henschel & Sohn124 (73901 — 74012, в диапазоне 74013 — 74069), Alkett

Panzerkampfwagen III (Sd.Kfz. 141/1)

  • 8. Serie Z.W. (2-й контракт) (Pz.Kpfw.III Ausf.J) — 951, (1941—1942 годы) в том числе:

212 (в диапазоне 72083 — 72208, 72209 — 72325), Daimler-Benz173 (в диапазоне 72507 — 72633, 72634 — 72725), MAN212 (в диапазоне 72874 — 73027, 73028 — 73125), MIAG171 (в диапазоне 73285 — 73387, 73388 — 73525), MNH107 (в диапазоне 73768 — 73900), Henschel & Sohn76 (в диапазоне 74013 — 74069, 74070 — 74100), Alkett

Pz.III Ausf.L

Появление следующего варианта Pz.III связано с попыткой установки на Ausf.J башни танка Pz.IV Ausf.G с длинноствольной 75-мм пушкой. Но башня от «четвёрки» в корпус «тройки» не вмещалась по ширине, поэтому стали выпускать новую серию танков с прежним вооружением. С июня по декабрь 1942 года было изготовлено 519 танков модификации L. Танки получили модернизированную маск-установку, одновременно выполнявшую функцию противовеса 50-мм пушки. Лобовую броню вновь усилили 20-мм плитой, имевшей вырезы под приборы наблюдения механика-водителя и курсовой пулемёт. Были ликвидированы смотровой лючок заряжающего в бронировке пушки и смотровые щели в бортах башни. Масса танка возросла до 22,7 т. Машины, предназначавшиеся для Африканского корпуса, получили более мощную систему охлаждения двигателя. Кроме того, воздух для него поступал из боевого отделения через усиленные воздушные фильтры. Также было сокращено число люков в надмоторной крыше. Один Ausf.L в опытном порядке вооружили 50-мм противотанковой пушкой PaK 38.

  • 8. Serie Z.W. (3-й контракт) (Pz.Kpfw.III Ausf.L) — 519, (1942 год) в том числе:

150 (74101 — 74250), Alkett20 (74341 — 74350, 75221 — 75230), Daimler-Benz180 (74351 — 74530), MAN110 (74601 — 74691, 74850, 76361 — 76378), MIAG20 (74851 — 74856, 74987 — 75000), MNH39 (в диапазоне 75237 — 75370), Henschel & Sohn

Pz.III Ausf.M

Последняя модификация Pz.III, вооружённая 50-мм пушкой. Всего выпустили 517 танков. Ещё 167 изготовили в варианте Pz.III Ausf.N, а 100 — как огнемётные танки Pz.III (Fl). Танки модификации М, выпускавшиеся с октября 1942 по февраль 1943 года, незначительно отличались от Ausf.L. Так, на бортах башни установили по три мортирки для запуска 90-миллиметровых дымовых гранат. Эвакуационные люки в бортах корпуса ликвидировали, что позволило увеличить боекомплект пушки с 84 до 98 выстрелов. Выхлопное оборудование приспособлено для преодоления без подготовки бродов глубиной до 1,3 м (предыдущие версии «тройки» могли преодолевать брод глубиной до 0,8 м). Фары перенесли с лобового листа на крылья. Танки Ausf.M получили кронштейны для крепления противокумулятивных экранов, установку зенитного пулемёта на командирской башенке и некоторые другие усовершенствования.

  • 8. Serie Z.W. (3-й и 4-й контракты) (Pz.Kpfw.III Ausf.M) — 517, (1942—1943 годы) в том числе:

86 (74531 — 74600, 76111 — 76126), MAN168 (75001 — 75100, 76211 — 76278), MNH60 (75371 — 75430), Henschel & Sohn193 (76401 — 76528, 77544 — 77608), MIAG10 (77534 — 77543), Daimler-Benz

Pz.III Ausf.N

Последняя модификация Pz.III в качестве линейного танка. При изготовлении танков этой версии использовали корпуса и башни танков модификаций L и М. В июле — октябре 1942 собрали 447 танков на шасси Ausf.L, в феврале — августе 1943 года последние 167 машин на шасси Ausf.М. Ещё 69 с июля 1943 по март 1944 года были переделаны в Ausf.N на заводах при ремонте Pz.III из модификаций с пушкой 5 cm L/42. Наиболее важным изменением стала установка 75-мм пушки KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, аналогичной применявшейся на танках Pz.IV Ausf.А — F1. От танков Pz.IV поздних модификаций позаимствовали и командирскую башенку с одностворчатым люком и толщиной брони 100 мм. В остальном Ausf.N были подобны машинам двух предшествующих модификаций. Боевая масса достигла 23 т.

  • Pz.Kpfw.III Ausf. N (2-й, 3-й и 4-й контракты) — 614, в том числе:

26 (в диапазоне 73857 — 73900), Henschel & Sohn, Pz.Kpfw.III Ausf.N(L), 1942 год101 (в диапазоне 75231 — 75339), Pz.Kpfw.III Ausf.N(L), 1942 год180 (74692 — 74849, 76379 — 76400), MIAG, Pz.Kpfw.III Ausf.N(L), 1942 год130 (74857 — 74986), MNH, Pz.Kpfw.III Ausf.N(L), 1942 год10 (75211 — 75220), Daimler-Benz, Pz.Kpfw.III Ausf.N(L), 1942 год82 (76279 — 76360), MNH, Pz.Kpfw.III Ausf.N(M), 1943 год85 (77709 — 77793), MIAG, Pz.Kpfw.III Ausf.N(M), 1943 год

Модификации

Tauch Panzer III — танк подводного хода; в ходе подготовки к высадке на Британские острова (операция Seelöwe — «Морской лев») весной 1940 фирма Alkett получила контракт на переоборудование 200 танков в «ныряющие танки». К середине августа были переделаны 128 Pz.III Ausf.F, G (3,7 cm KwK), 20 Pz.III Ausf.G (5 cm KwK L/42), 4 командирских Pz.Bеf.Wg. Ausf.E и 48 Pz.IV Ausf.D, которые оснастили оборудованием подводного хода. Все люки и щели в башне и корпусе загерметизировали с помощью разного рода резиновых прокладок и чехлов, а также битумной замазки. Воздух в танк подавался через резинотканевый рукав длиной 18 м и диаметром 200 мм. На внешнем конце рукава крепился поплавок, удерживавший его на поверхности воды. К этому же поплавку крепилась радиоантенна. Для откачки воды, которая могла бы поступать в танк, был установлен дополнительный откачивающий насос. При подводном движении двигатель танка охлаждался морской водой. Члены экипажа имели в своём распоряжении индивидуальные дыхательные средства, заимствованные у подводников. Переоборудованные таким образом танки, получившие название Tauchpanzer III, должны были доставляться к берегам Англии на специальных баржах и на 15-м глубине опускаться в воду с помощью крана. Для выдерживания направления движения под водой предназначался гирокомпас. Кроме того, корректировка направления могла осуществляться по радио с поверхности моря. Из танков подводного хода Pz.III и Pz.IV и плавающих танков Pz.II (52 Pz.Kpfw.II mit Schwimmer) сформировали четыре танковых батальона: Taueh-Panzer-Abteilung A-D. Каждый из них состоял из штаба и трех танковых рот. Всего в батальоне числилось 1 Pz.Bef.Wg.(T), 12 Pz.Kpfw.II (2 сm) (S), 33 Pz.Kpfw.III (3.7 сm) (T), 5 Pz.Kpfw.III (5 сm) и 12 Pz.Kpfw.IV (7.5 сm) (T). Однако батальон D получил только 29 Pz.Kpfw.III (3.7 сm) (T). 11 ноября 1940 года батальоны объединили в Panzer-Brigade 1 в составе Panzer-Regiment 18 и 28. 9 января 1941 бригаду включили в состав вновь сформированной 18.Panzer-Division и переименовали в Panzer-Brigade 18. При этом 28-й танковый полк расформировывался, а II.Abt./Pz.Rgt.28 (бывший Tauсh-Panzer-Abteilung D) передавался в 3.Panzer-Division и переименовывался в III.Abt./Pz.Rgt.6. Эти части проходили подготовку на полигоне Миловицы в Протекторате Чехии и Моравии. Поскольку высадка на берега «Туманного Альбиона» не состоялась, Tauchpanzer III перебросили на восток. В первые часы операции «Барбаросса» они по дну форсировали Западный Буг. В дальнейшем их использовали как обычные танки. Ещё раз применить эти машины по назначению планировалось при подготовке десантной операции на Мальту, но операция не состоялась.

Но на этом история с Tauсhpanzer не закончилась. В начале 1941 была заказана переделка ещё 105 танков (полковой комплект) — 4 Pz.Bef Wg. Ausf H, 73 Pz.Kpfw.III Ausf G/H (5 cm) и 28 Pz. Kpfw.IV Ausf E. Контракт был выполнен к маю 1941. Если 4 Pz.Bef Wg. Ausf H передали в 18.Panzer-Division, то остальные танки поступили в 4., 10., 14. и 17.Panzer-Division. В 4-й дивизии Pz.Kpfw.III (T) оснастили 2-ю и 5-ю роты, а Pz.Kpfw.IV (T) — 4-ю роту. В 10-й Pz.Kpfw.III (T) включили в 3-ю роту, а Pz.Kpfw.IV (T) — 1-й взвод 4-й роты. В 17-й дивизии Pz.Kpfw.III (T) получила одна из легких рот, а Pz.Kpfw.IV (T) — 1-й взвод 3-й роты и 6-я рота. Так же эти танки имелись в 14-й дивизии: один взвод Pz.Kpfw.III (T) в одной из легких рот, а Pz.Kpfw.IV (T) был оснащен один взвод в 4-й или 8-й средних ротах.

  • 20 октября 1943 года Гитлеру продемонстрировали танк Pz III Ausf.N, приспособленный для езды по рельсам, — своего рода бронедрезину. Машину разработала венская фирма Saurer. Движение по рельсам на четырёх железнодорожных скатах небольшого диаметра. Ходовая часть танка несколько переделана, чтобы скаты могли убираться при переходе на гусеничный ход. Крутящий момент отбирался от двигателя. Всё штатное вооружение сохранялось без изменений. Скорость при движении по рельсам до 100 км/ч. Железнодорожный танк — Schienen-Ketten Fahrzeug SK1 -предполагалось использовать для охраны железных дорог и ввести в штат бронепоездов. В конце 1942 — начале 1943 г. изготовили 2 или 3 прототипа. Но, несмотря на успешные испытания, производство их не было развёрнуто.

Описание конструкции

Pz.Kpfw.III имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой, трансмиссионного отделения — лобовой, а отделения управления и боевого отделения — в средней части танка. Экипаж Pz.Kpfw.III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

Броневой корпус и башня

КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов хромоникелевой стали с поверхностной цементацией. Отдельные части корпуса соединялись болтами и угольниками.

По обе стороны корпуса над вторым и третьим опорными катками в танках модификаций Е — L находились эвакуационные люки. На крыше моторного отделения имелись четыре люка — два больших и два малых — для доступа к агрегатам силовой установки. В днище корпуса имелись люки для спуска воды, бензина и масла и для доступа к двигателю и коробке передач. В передней верхней части бортов корпуса находились лючки для наблюдения со стеклами триплекс, закрывавшиеся броневыми заслонками (у танков Ausf.A — D лючок имелся только слева — у места механика-водителя).

В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, включавший в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной откидной (Ausf.A — D) или сдвижной (Ausf.E — N) заслонкой, и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 1 (Ausf.A — D) или KFF 2 (Е — N). Последний, при отсутствии в нём необходимости сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок.

БАШНЯ — шестигранная, сварная, размещалась симметрично относительно продольной оси танка. В передней части башни, в маске, устанавливались пушка, пулемет (у модификаций А — G с 37-мм пушкой — два пулемета) и телескопический прицел. Справа и слева в маске сделаны лючки для наблюдения со стеклами триплекс (у вариантов L — N лючок только слева). Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни.

Механизм поворота башни механический с двойным приводом, выведенным к заряжающему (справа от пушки) на отъемную рукоятку и к наводчику (слева от пушки) на маховичок. Кроме этого, имелся рычаг переключения шестерен механизма для ускоренного или замедленного поворота башни.

В задней части крыши башни командирская башенка с люком, закрывавшимся двухстворчатой крышкой. На части машин Ausf.N поздних выпусков устанавливалась командирская башенка, заимствованная у танка Pz.IV Ausf.G, имевшая одностворчатую крышку. Башенка была оборудована восемью (Ausf.A — С) или пятью (D — N) смотровыми щелями со стеклами триплекс.

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни люки с одностворчатыми и двухстворчатыми (начиная с варианта Е) крышками. В крышках люков и бортах башни вали смотровые приборы (у модификаций L, М и N приборы в бортах башни отсутствовали). Кормовой лист оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия.

Вооружение

3,7 cm KwK модификаций А — G

Основное вооружение танков модификаций А — G — пушка 3,7 cm KwK L/45 фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки 45 калибров (1717 мм). Масса пушки 195 кг. Вертикальная наводка от −10° до +20°. Затвор клиновой, вертикальный, полуавтоматический. Спуск электрический. Скорострельность 15-18 выстр/мин.

В боекомплекте пушки выстрелы с бронебойными PzGr (масса 0,685 кг, начальная скорость 745 м/с), подкалиберными PzGr 40 (0,368 кг, 1020 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 18 (0,615 кг, 725 м/с) снарядами. Боекомплект из 150 (Ausf.A), 121 (В — D) или 131 выстрела (Е — G).

5 cm KwK 38 L/42 модификаций G — J

Танки модификаций G — J вооружались пушкой 5 cm KwK 38 L/42 калибра 50 мм также разработанной конструкторами фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки — 42 калибра (2100 мм). Масса пушки — около 400 кг. Углы вертикального наведения от −10° до +20°. Затвор — вертикально-клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Спусковой механизм пушки — электрический, располагался на рукоятке маховика поворотного механизма. Скорострельность 15 выстр./мин. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались по бокам ствола: с правой стороны — тормоз отката, с левой — накатник.

Для стрельбы из пушки KwK 38 использовались унитарные выстрелы с бронебойными снарядами PzGr и PzGr 39 (масса 2,06 кг, начальная скорость 685 м/с), подкалиберными PzGr 40 (0,925 кг, 1050 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 38 (1,823 кг, 450 м/с). Боекомплект танков этих модификаций из 97-99 выстрелов.

5 cm KwK 39 L/60 модификаций J — М

Танки вариантов J — М вооружали пушкой 5 cm KwK 39 L/60. Длина ствола 60 калибров (3000 мм). Масса пушки 435 кг. Тип затвора, принцип действия полуавтоматики, противооткатные устройства, спусковой механизм и многие другие узлы орудия идентичны пушке KwK 38. Основное отличие в большей длине зарядной каморы, связанной с увеличившейся с 288 до 420 мм длиной гильзы.

Для стрельбы использовали выстрелы с бронебойными — PzGr KwK 39 и PzGr 39 KwK 39 (масса 2,06 кг, начальная скорость 835 м/с), подкалиберными — PzGr 40 KwK 39 (0,925 кг, 1190 м/с) и PzGr 40/1 KwK 39 (1,07 кг, 1130 м/с) и осколочно-фугасными снарядами SprGr 38 KwK 39 (1,82 кг, 550 м/с). Число выстрелов в боекомплекте от 84 (Ausf.J) до 92 (Ausf.L и М).

7,5 cm KwK 37 Ausf.N

Танки Pz.III Ausf.N вооружали пушкой 7,5 cm KwK 37. Длина ствола 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки 490 кг. Вертикальная наводка от −10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплекте выстрелы с бронебойными — KgrRotPz (масса 6,8 кг, начальная скорость 385 м/с), кумулятивными — Gr 38Н1/А, Gr 38Н1/В и Gr 38Н1/С (4,44…4,8 кг, 450…485 м/с), дымовыми — NbGr (6,21 кг, 455 м/с) и осколочно-фугасными снарядами (5,73 кг, 450 м/с).

Пулемёты

У модификаций А — G с 37-мм пушкой спарены 2 пулемета MG 34 фирмы Rheinmetall-Borsig калибра 7,92 мм. Третий MG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемётов из 4425 патронов.

У танков вариантов G — М с 50-мм пушкой спарен только один MG 34. Второй в лобовом листе корпуса в шаровой установке Kugelblende 30 (Ausf.E — Н) или Kugelblende 50 (Ausf.J — N). На командирских башенках танков вариантов L — N на устройстве Fliegerbeschutzgerat 41 или 42 можно установить зенитный пулемет. Боекомплект пулемётов на танках с 50-мм пушками от 2700 до 4950 патронов.

Прицелы

Танки с 37-мм пушками с монокулярныe телескопическими прицелами TZF 5а, с 50-мм KwK 38 — TZF 5d, с 50-мм KwK 39 — TZF 5е. В танках Ausf.N прицелы TZF 5b. Все эти прицелы имели 2,4-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34с 1,8-кратным телескопичесим прицелом KZF 2.

Средства наблюдения и связи

Все танки Pz.Kpfw.III оснащались радиостанцией FuG 5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия — 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.

Двигатель и трансмиссия

Все модификации оснащались двенадцатицилиндровыми бензиновыми карбюраторными моторами Maybach. Модификации Ausf.A-Ausf.D — мотором HL108TR объёмом 10.8 литра, мощностью 250 л. с. Модификации Ausf.E-Ausf.N — мотором HL120TR объёмом 11.9 литра, мощностью 300—320 л. с. Конструктивно второй мотор являлся развитием первого; моторы различались диаметром цилиндра и степенью сжатия.

Коробки передач: модификации Ausf.A-Ausf.C — пятиступенчатая Zahnradfabrik SSG.75 (+5;-1); модификация Ausf.D — шестиступенчатая Zahnradfabrik SSG.76 (+5;-1); модификации Ausf.E-Ausf.G — десятиступенчаная Maybach Variorex (+10;-4); модификации Ausf.H-Ausf.N — шестиступенчатая Zahnradfabrik SSG.77 (+6;-1). Десятиступенчатая КП модификаций Ausf.E-Ausf.G представляла собой редкий тип безвальной коробки передач с пневматическим полуавтоматическим механизмом включения передач.

Механизм поворота — однорадиусный планетарный. Состоял из двух идентичных планетарных редукторов по одному для своего борта, выполнявших двойную функцию — функцию непосредственно механизма поворота и функцию одной из ступеней редукции главной передачи. Каждый планетарный редуктор имел свой тормоз поворота (опорный тормоз). Управление механизмом поворота — двумя рычагами, каждый из которых связан как со своим тормозом поворота, так и с остановочным тормозом своего борта. Групповой привод остановочных тормозов — педалью.

Главная передача имела три ступени редукции. Первая ступень состояла из конического шестерёнчатого редуктора для передачи крутящего момента от КП на общий вал привода механизма поворота. Вторая — из пары дифференциальных редукторов механизма поворота. Третья — из пары бортовых цилиндрических редукторов. Общее передаточное отношение на разных модификациях — 7-9 в зависимости от мотора и типа КП.

Ходовая часть

Ходовая часть танка отличалась значительным разнообразием. Общие черты все же были — традиционное для немецкого танкостроения расположение ведущих колес спереди, а ленивцев сзади, наличие поддерживающих катков. Опорные катки были обрезинены. Модификации (нем. «Ausfuehrung» или «Ausf.») различались количеством катков, их размерами, амортизирующей конструкцией. В ходе эволюции были использованы три принципиально разных варианта амортизации.

-3

Ходовые различных модификаций танка

Ausf.A: единственная модификация с пружинной подвеской (по пружине на каждый каток), двумя поддерживающими катками (на всех остальных — три), пятью опорными катками увеличенного диаметра.

Ausf.B, C, D: восемь опорных катков уменьшенного размера, подвеска рессорная. У Ausf.B две полуэллиптические рессоры опирались концами на катки, сблокированные попарно, Ausf.C, D обладали уже тремя рессорами, причем у последнего рессоры располагались под углом.

Ausf.E, F, G, H, J, K, L, M, N: подвеска торсионная, шесть опорных катков среднего размера. Модификации отличались друг от друга, в основном, размерами катков и резинового бандажа, конструкцией и рисунком ведущего колеса и ленивца.

Tank
117,2 тыс интересуются