«Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение»
(с) к/ф «Москва слезам не верит»
Вот как у «Рудольфа», изрекшего цитату, вынесенную в эпиграф, куда ни ткни – должно было быть одно сплошное телевидение, так и у нас сейчас, куда ни ткни – везде одна сплошная нефть.
Вот возьмем меня. Решил человек пойти по стопам наших передовых европейских соседей – тех, которые за уменьшение углеродного следа и вообще «за все хорошее и против всего плохого». Убрал из инвестиционного портфеля нефтяников и начал пытаться хоть какой-то портфель мастерить из тех российских акций, которые остались.
И что получается?
А вот что.
Пытаешься, скажем, купить акции порта – НМТП. Казалось бы – где порт, а где нефть матушка? Ага, щаз. И принадлежит порт Транснефти и львиная доля прибыли у порта – от транспортировки нефти. Упадет объем транспортировки нефти – упадет прибыльность порта.
Ну тогда – давай Глобалтранс купим? Уж он то – в глубине страны расположен, уголек да руду железную, наверное, возит, да прочие пиломатериалы? Неа, тоже не выйдет. Тоже долгосрочные контракты с Роснефтью и Газпром Нефтью, и значительная доля объемов нефтяных грузов в грузообороте.
Да что ж ты будешь делать!
Никакого от этих нефтяников спасения нету!
Повсюду они протянули свои хищные щупальца и из-за их бед страдает все передовое человечество вообще и в моем лице в частности ))
А и поделом передовому человечеству, нечего бежать впереди паровоза. Надо «спешить медленно», как нас учили мудрые древние римляне. Или, как говорили более прямодушные наши предки «поспешишь – людей насмешишь».
Вот возьмем, к примеру, Совкомфлот, который собственно и является темой сегодняшней статьи.
Перспективы у Совкомфлота огромные. И все эти перспективы связаны с развитием перевозок СПГ. Совкомфлот практически монопольно обслуживает арктические проекты НОВАТЭКа, так что «планов громадье». Впереди. Далеко впереди.
Далеко впереди – я знаю точно - Совкомфлот ждет очень большое и светлое будущее. Он будет перевозить огромные объемы СПГ в арктических широтах – практически монопольно, не поленюсь повторить. Зарабатывать на этом огромную прибыль и раздавать часть этой огромной прибыли своим акционерам в виде высоких дивидендов…
Мдаа… но, как сказал поэт: «Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне ни тебе».
Потому что перед тем, как настанет это золотое время перевозок больших объемов СПГ – будет идти несколько лет трудного времени высоких капексов. Так как этот самый СПГ надо на чем-то возить, Совкомфлот будет усиленными темпами строить газовозы. И, судя по всему, акционерам придется в эти годы затянуть пояса.
Насколько сильно???
А вот это очень интересный вопрос.
Можно я начну немного издалека?
Вот тут сейчас акционеры НМТП жалуются на маленькие дивиденды. А откуда им и взяться – большим дивидендам – если прибыль НМТП упала на 92%?
НО! Я хочу заметить, что даже в тяжелом 2020 году НМТП, на который так обижаются некоторые его акционеры, показал ПРИБЫЛЬ. Пусть уменьшившуюся во много раз, но прибыль.
Ну так вот. У НМТП – прибыль. А хвастающийся стабильностью своей на годы вперед зафрахтованной выручки Совкомфлот – показал в первом квартале 2021 года чистый убыток.
Мои постоянные читатели знают, как сильно я одержим этим показателем – чистая прибыль. Нет чистой прибыли – все, компания для меня «плохая, негодная».
Да, убыток у Совкомфлота бухгалтерский – возникший после начисления резерва на обесценение, если вникать совсем в детали. Но это не будет важно акционерам в 2022 году, поскольку «бухгалтерский» убыток или небухгалтерский приведет к тому, что дивиденды за 2021 год будут плохими – это не самый главный вопрос.
Было понятно, что Совкомфлот вывели на IPO по итогам удачных пары лет и показатели, которые мы видели ранее могут не повториться. Я, например, поэтому не брал бумаги на IPO.
Но, одно дело некоторое ухудшение показателей – совсем другое – убытки. Кстати – если посмотреть на отчётность Совкомфлота, то убыточные годы у него в прошлом не редкость, но представлялось (не мне в моих фантазиях «представлялось», а широкой публике в проспектах перед IPO «представлялось») что компания стабилизировала свои денежные потоки, сбалансировала кэшфлоу, и знает, как развиваться дальше. Поскольку у нее непростой период впереди – время высоких капексов, пусть и с допуском теперь на рынок дешевых денежных средств.
Какие есть доводы в пользу удержания в портфеле Совкомфлота?
Они имеются.
Во-первых, аналитики единодушно обещают компании рост на горизонте года. Это выглядит вполне правдоподобно – на волне окончания пандемии могут увеличиться объемы перевозок нефтепродуктов и стоимости фрахта. Поэтому, если в портфеле эта компания была спекулятивной позицией, то, возможно, резонно было бы подержать ее до конца года. В моем случае Совкомфлот приобретался в качестве дивидендной фишки и на эту роль он, видимо, кастинг не прошел ((
Во-вторых, если мыслить совсем долгими перспективами «светлого будущего», то компания после всех капексов на постройку газовозов действительно будет лидером и почти монополистом в перевозке СПГ в арктических широтах. А это огромные заработки.
Но есть у меня на тему удержания акций такое вот сомнение – а почему бы мне не перезайти в компанию ПОТОМ, когда светлое будущее уже случится? Возможно, она окажется дороже? Есть такая вероятность. Но есть и вероятность, что на низких дивидендах в следующие годы бумаги наоборот просядут. В общем – не очевидное решение, я пока склоняюсь к выходу из этой позиции.
Чтобы немного разрядить пессимистичную статью – позволю себе привести тут старый анекдот. Это один из любимых анекдотов моего папы. Он – морской офицер, и во многом генетическая тяга к морю привела меня к покупке Совкомфлота в портфель. Так что анекдот будет здесь, на мой взгляд очень уместен.
В морском военном училище идет распределение курсантов.
Круглого отличника и лучшего курсанта вызвали, поставили перед комиссией из седых адмиралов по стойке смирно и говорят:
- Поскольку ты у нас такой весь из себя лучший, решили учесть твои пожелания. Говори – где хочешь служить.
Ну, парень был отличник во всем, отвечает, как положено: «Направьте меня туда, где трудно»
Ему отвечают: Парень, у нас тут ФЛОТ – у нас везде трудно. Говори, где хочешь служить.
Парень говорит: «Тогда – в Москву!»
Адмиралы обалдели от такого поворота событий и спрашивают:
- Погоди, ты же рвался служить на флоте туда, где трудно… а теперь просишься в Москву … Там же даже моря нет!
Курсант отвечает: «А вы знаете, КАК ТРУДНО МОРЯКУ БЕЗ МОРЯ?»
Ну вот, чувствую я, что хоть и трудно моряку без моря, но на росте перед дивидендной отсечкой продам я Совкомфлот и куплю бумаги с бОльшими дивидендными перспективами. И с бОльшими надеждами сделать меня настоящим миллионером ))