О деятельности Кафедры Истории и Обществознания рассказывает руководитель Кафедры Фаина Фануровна Чепракова.
В последние годы можно наблюдать такую интересную ситуацию: возрастает интерес к истории прошлого своей страны, мира, но при этом привлекательным становиться не сам предмет «история».
С чем же это связано?
Вы скажете: «Конечно же с методиками преподавания предмета как в школе, так и в вузе». С определенными тенденциями можно согласиться, НО не со всеми.
В условиях расширенных возможностей интернета и роста информационных компетенций педагога (учителя/репетитора), занятия становятся более разнообразными, насыщенными большим объемом иллюстративного, картографического материала.
У педагогов появилась возможность создавать и самостоятельно формировать различного рода практикумы, рабочие листы с текстовыми, статистическими материалами. Все это создает возможности повышать не просто эффективность преподавания, но и развивать интерес учащихся к предмету, желание не просто читать, узнавать, но и участвовать в поиске необходимой информации, обработке и обобщения различного рода материалов.
Все это, конечно очень хорошо! Но остается вопрос о качестве преподавания предмета!
Конечно, предвидим такие реакции, как
— учебники пишут в Москве и Питере (и авторы учебников чаще всего очень далеки от самой школы);
— возросли требования к качеству подготовки, а материалов и возможностей нет;
— программа совершенно неудобоваримая (в последние несколько десятилетий идет просто шараханье от минимализма до глобализма в содержании (и обратно);
— от линейной структуры изучения к концентрической и обратно и т.д.
Конечно, все это не создает привлекательности предмету «история», но не отвращает самого интереса к истории. Поэтому очень важно не просто сохранить этот интерес, но и возродить те методы и приемы, которые всегда приносили качественную составляющую знаний и умений выпускников и основной, и средней, и профессиональной школы.
КИО (Кафедра Истории и Обществознания) в этом направлении очень активно выстаивает свою деятельность.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по истории позволила выявить те ключевые позиции, над которыми следует активно поработать каждому педагогу:
— анализ содержания исторической карты;
— анализ исторического источника;
— анализ иллюстративного материала;
— знание исторических фактов, хронологии;
— умение составлять рассказы, описания.
И это еще не полный перечень тем и направлений деятельности КИО.
Если в первый год своей деятельности Кафедра активно погрузилась в вопросы именно подготовки к ЕГЭ/ОГЭ, то уже в следующем году (2020-2021 учебный год) круг вопросов и тем был расширен, структурирован и выстроен с учетом необходимости акцентировать внимание на формирование линий подготовки учащихся в режиме повседневной учебной деятельности педагога, подготовки к ВПР и контрольным работам.
Подводя итоги своей деятельности, Кафедра выходит на новый виток деятельности:
— КИО планирует создание Мастерской КИО, в рамках которой запланированы такие рубрики как «В поддержку молодого учителя»; «Методика эффективной подготовки к ЕГЭ» и «Методика качественной подготовки к ОГЭ».
— Планируется расширить тематику вебинаров и мини-курсов.
Активисты КИО активно делятся своими идеями и планами и готовят сюрпризы и новинки в направлениях своей деятельности.