Американский эколог Рольф Петерсон вспоминает, как ездил по полуострову Мичиган и видел довольно много туш сбитых оленей. Но все изменилось после того, как регион пришли волки из Канады и Миннесоты.
«Когда в 1990-х и 2000-х годах сюда вторглись волки, столкновения оленей с транспортными средствами значительно снизились», - рассказал исследователь из Мичиганского технологического института.
Недавно другая группа ученых собрала данные о дорожных столкновениях и передвижениях волков в Висконсине, чтобы количественно оценить, как прибывающие туда волки повлияли на частоту столкновений оленей с автомобилями. Они обнаружили, что это создало то, что ученые называют «пейзажем страха».
«За довольно короткий период времени, после появления волков в графстве, количество столкновений с оленями сократилось примерно на 24%», - сказал Доминик Паркер, экономист по природным ресурсам из Университета Висконсина в Мэдисоне и соавтор нового исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
По словам Паркера, как уменьшение популяции оленей, так и изменение поведения и роста осторожности копытных, являются факторами этого сокращения.
«Когда рядом находится крупный хищник, это влияет на поведение жертвы», - сказал он. «Волки используют линейные элементы ландшафта в качестве транспортных коридоров, таких как дороги, трубопроводы и русла ручьев. Олени учатся этому и подстраиваются, держатся подальше».
Волк, один из первых видов, охраняемых в соответствии с Законом о исчезающих видах в 1973 году, были вновь завезены в Йеллоустонский национальный парк в 1995 году. Но в других регионах США серые хищники расселялись естественным путем; Сейчас популяция в 48 штатах составляет около 5 500 особей.
Интересно, что потери фермеров от нападения волков на скот ниже, чем расходы на возмещение ущерба от аварий с оленями. Только в 2008 году Министерство транспорта США оценила такие ДТП в более чем $ 8 млрд в год.
«Большинство исследований по влиянию волков на экономику региона, показывало отрицательную сторону, поскольку основное внимание уделялось потерям домашнего скота», - сказал Дэйв Мех, старший научный сотрудник Геологической службы США в Миннесоте, который не участвовал в новом исследовании. «Но волки также меняют экосистему, и это трудно измерить с экономической точки зрения».
В некоторых исследованиях изучались доходы от туризма, получаемые, в том числе, от тех, кто приезжает наблюдать за волками, например, в парке Йеллоустон.
Ученые хотели показать, какую еще выгоду может получить человек от соседства с волками и снижение аварийности стало самым ощутимым и экономически понятным.
Тут важно учесть еще один момент, с уменьшением аварий снижается не только порча имущества. Люди меньше получают травм и увечий, а столкновение с оленем, это довольно серьезное ДТП, особенно если происходит на большой скорости или мокрой дороге. Бывают и смертельные случаи, а это уже не измерить никакими деньгами.
Кстати, в 2016 году другое исследование показало, что из-за пум уменьшилось количество столкновений оленей и транспортных средств в части восточного побережья США примерно 22%.