Я была в Воронцовском дворце в Крыму, но не помню, рассказывали ли нам про Ольгу Нарышкину. В таких местах всё сливается в одно волшебное впечатление…
А Ольга Нарышкина, конечно, бывала здесь много раз. Ведь она была любовницей Михаила Семёновича Воронцова и подругой его жены Елизаветы Ксаверьевны, с которой состояла в родстве.
К тому же имение «Мисхор», доставшееся Ольге по наследству, граничило с Алупкой. Обустройство дворцов в имениях проходило одновременно в 1820 - 1830 годах.
В Одессе у Нарышкиных тоже был дворец. То есть Воронцовы и Нарышкины постоянно жили по соседству и общались.
Вы спросите: как же так?
Ну… Это же высшая аристократия. Она жила по своим правилам и законам. Ей было позволено то, что не позволялось дворянам попроще. Этих людей никто не мог осудить… кроме таких, как они.
Да и чего было Елизавете Ксаверьевне ревновать мужа к Ольге? Будто у неё самой не было любовников. Да, они с мужем жили хорошо и дружно, но... некоторые вольности себе позволяли.
И ведь Ольга Нарышкина не могла навредить интересам Елизаветы Ксаверьевны. Она была замужем.
И она была очень богата, ей были не нужны богатства Воронцовых. Не будь рядом Ольги, неизвестно, с кем бы мог связаться стареющий Воронцов. Таких харизматичных мужчин, как он, почти не было. А красавиц, не обременённых моральными принципами, было море…
Я уже писала, что в то время в высшем обществе процветал адюльтер:
«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?
Кто вообще такая эта Ольга Нарышкина?
Ольга Станиславовна Нарышкина, урождённая Потоцкая (1802—1861). Дочь знаменитой авантюристки Софии Глявоне (или де Челиче).
Об этой Глявоне рассказывается в романе В. Пикуля «Фаворит». Куртизанка из Константинополя, гречанка, дочь бедного торговца. С помощью красоты, ума и невероятной удачи пробилась в высший европейский свет и стала женой польского магната Потоцкого. В 18 веке такие чудеса случались.
Помимо других детей, у неё были две дочери – София и Ольга.
Они были разными. Софья, видимо, пошла натурой не в мать. А вот Ольга – в матушку…
В 1820 году Софья Потоцкая (1801 – 1875) вышла за графа Павла Дмитриевича Киселёва, российского государственного деятеля.
И всё у них было хорошо, пока незамужняя сестра Ольга не стала любовницей Павла Дмитриевича.
Случилось это в ту пору, когда умер двухлетний сын Киселевых. То есть история скверная. Ольга разрушила счастье родной сестры именно тогда, когда эта сестра отчаянно нуждалась в поддержке. Жила с нею вместе после смерти матери и...
Вот здесь есть ещё один портрет молоденькой Софьи Киселёвой:
Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?
С помощью заботливых Воронцовых Ольге нашли жениха. Им стал двоюродный брат Воронцова Лев Нарышкин. 22-летняя Ольга и 38-летний Нарышкин обвенчались весной 1824 года в Одессе, где и начали жить после свадьбы.
- Брак не был удачным. Но, однако, супруги уживались. В их дворце проходили балы и блестящие приёмы, на которых Ольга царила.
Когда у Ольги завязался роман с Воронцовым, точно не известно. Скорее всего, уже после того, как она вышла замуж. Но не факт.
Поэт В. И. Туманский писал из Одессы своей кузине:
«…Если бы ты знала, как мила, как пленительна Ольга! Сколько удовольствий, ею изобретённых и ею украшенных; сколько милой приветливости, притом же сколько ума и сколько скромности. Я ничего не видел очаровательнее её лица в турецкой чалме. В голубом, как туман, прозрачном платье, когда она танцует вальс, без стыда можно встать перед нею на колени»…
Так и тянет сказать: ты болван!
Но ведь так не скажешь о Киселёве и Воронцове. Умнейшие люди России, причём, люди деятельные, а не мечтатели.
И, однако, они были очарованы Ольгой Нарышкиной. Киселёв навсегда сохранил чувства к Ольге, любил её, даже когда она уже была не с ним. Значит, что-то в ней такое было.
Ниже - её самый эффектный портрет. Судя по причёске и платью, это середина 1830-х. Уже не совсем молода. Но стройная и цветущая.
А какие изящные драгоценности! Просто загляденье.
Моя статья про такие ожерелья с застёжками-фермуарами:
«Бриллианты напрокат из лавки»… Как дамы 19 века блистали в поддельных драгоценностях.
А вот здесь она мне не нравится, кажется немного зловещей.
А вот Ольга с дочерью Софией. Это её единственный ребёнок. От графа Воронцова.
- «Портреты Ольги Станиславовны и её дочери всегда хранились среди сугубо личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета Алупкинского дворца». (Анна Галиченко. «Старинные усадьбы Крыма»)
Усадьба Ольги Нарышкиной «Софиевка» в Мисхоре дожила до наших дней. Но там уже всё не то...
Тиары и украшения для волос в форме цветков с бриллиантами.
Роковая Мария Столыпина, невестка Елизаветы Ксаверьевны.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!