Как часто ваш ребенок нарушает дисциплину на уроке, выясняет отношения с одноклассниками, нелестно отзывается о школе и об учителях. Часто за агрессивными выпадами детей лежит чувство тревожности, которое и является первопричиной поступков и реакций детей.
Что же делаем мы, взрослые? Боремся с последствиями, а правильнее было бы найти первоисточник и понять , откуда "ноги растут".
Давайте разбираться.
Что такое тревожность?
- Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных условиях.
Что рождает страхи и опасения?
- неудавшиеся отношения со сверстниками, которые меняют отношение ребенка как к самой школе, так и к жизни в целом;
- взаимоотношения с учителями;
- психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые не помогают ребенку преодолевать трудности, а, наоборот, требуют отличных результатов и наказывают в том случае, если ребенок не справляется с поставленной задачей.
Чем может быть вызван высокий уровень тревожности:
- некачественной подготовкой к урокам;
- заниженной самооценкой;
- предъявлением со стороны учителя высоких требований;
- домашними неприятностями;
- высокими требованиями родителей;
- недостаточным вниманием и поддержкой родителей. Ведь именно неудовлетворительное поведение детей является "сигналом" для взрослых, с помощью которого ребенок говорит: "Мне не хватает твоего внимания", "Обрати на меня внимание"!
- не замечание учителем или родителями успехов ребенка.
Что делать? Как помочь?
- Важно, чтоб ребенок умел разграничивать и понимать, с чем именно связаны его неудачи: недостаточная готовность к уроку, его отличительные черты характера, которые играют с ним "злые шутки".
- Важно показать ребенку, что несмотря на его неудачи в одном деле, в нем присутствует много других личных достоинств.
- Важно, чтоб родитель принял своего ребенка таким, какой он есть и перестал "перекладывать" на него свои не реализовавшиеся планы и мечты. Ваш ребенок - это не вы. У него свой путь и свое предназначение в этой жизни.
- Важную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагога в ребенка.
- Важно создавать для ребенка ситуации успеха. Пусть сначала они будут искусственные, но они, в любом случае, усилят уверенность ребенка в своих силах.
- Важно педагогам и родителям выработать единую стратегию, не подрывать авторитет друг друга, не манипулировать ребенком, т.к. это в большей степени подорвет его доверие к вам.
- Важно не настаивать на том, что интересно вам. Присмотритесь к тому, что интересно вашему ребенку, откликнетесь на его порывы, увлечения.
- Самые три важных составляющих, на которых строится эмоциональное благополучие детей - это честность, доверие к ребенку и безусловное его принятие. Ребенок должен знать и чувствовать, что он любим, что ему доверяют. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу и тревогу. Доверие, наоборот, порождает спокойствие, уверенность и умение ребенка оценить себя по достоинству.
- Важно доверять выбору ребенка. С кем они дружат, куда ходят - это их личное дело. Но здесь крайне важно не потерять нить искреннего и глубоко контакта с ребенка, чтоб своевременно ему оказать помощь, поддержать, если он ошибется в своем выборе. Важно понимать, что эта "нить" нужна не для контроля и вмешательства в личную жизнь ребенка, а для опоры и плеча.
- Важно уметь распознавать проявления тревоги ребенка. Не ругайте детей тогда, когда их нужно пожалеть. Не требуйте от них того, что пока им не под силу.
Станьте для детей помощниками и опорой! Всем удачи!