Найти тему
sergey gromov

28 технология

Основные подходы оценки образовательных достижений обучающихся (2)

• критериально- ориентированный, позволяет оценить насколько обучающиеся освоили образовательный стандарт. За максимальный балл при критериально-ориентированном оценивании принимается знание учащимися 100% содержания проверяемого раздела или уровень соответствия определенному требованию. Таким образом, учитель (чаще всего при помощи тестов) сопоставляет знания и умения учеников (правильно выполненные задания) с планируемым объемом знаний и умений в какой-то конкретной области или уровень соответствия требованию (например: «Коммуникативные УУД развиты у данного учащегося на среднем уровне»). Очень важно, чтобы педагог при оценивании использовал четкие и понятные для учеников критерии оценки. Еще лучше, если эти критерии будут вырабатываться учителем и учащимися совместно. Когда индивидуальные баллы интерпретируются по отношению к подготовленности самого экзаменующегося на данной области содержания, а не сравниваются с результатами других экзаменующихся из группы, то в этом случае говорят о критериально - ориентированном подходе к тестированию

• нормативно - ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности обучающихся. Нормативно-ориентированные тесты составлены специально для того, чтобы получить возможность сравнения испытуемых в той области содержания, для которой тест предназначен.

Одной из современных технологий контроля и диагностики учебных достижений учащихся является - тестовая технология. (3)

Традиционно в методике обучения сложилось мнение, что назначение тестов- выявление уровня усвоения знаний. Кроме функции контроля тест реализует и другие учебные функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую.

Действительно, тест выявляет общую картину успеваемости группы и определить уровень усвоения материала каждым студентом. Это позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими. Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ. Тест способствует развитию логического мышления интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций - сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету. Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу.

Технология создания тестов предполагает несколько последовательных этапов: 4

1. Определение целей тестирования: текущий контроль (диагностика усвоения отдельных тем и разделов), рубежный контроль, итоговый контроль (по всей программе учебной дисциплины), контроль остаточных знаний (по одной дисциплине или по циклу дисциплин).

2. Анализ содержания учебной дисциплины, систематизация материала, составление структурно-логической схемы дисциплины.

3. Разработка тестовых заданий.

4. Составление инструкций для тестируемых и проверяющих.

5. Формирование окончательного варианта теста.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил: 5

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Структура теста 6

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.).

7 Требования к формам тестовых заданий Тестовое задание может быть представлено в одной из четырех стандартизованных форм: 1. Открытой (не предполагает наличия вариантов ответа, нужно вставить недостающий элемент (слово, дату и т.д.)); 2. Закрытой (с выбором одного или нескольких ответов); 3. На установление правильной последовательности; 4. На установление соответствия. Выбор формы тестовых заданий зависит от того, какой вид знаний следует проверить. Так, для оценки фактологических знаний (знаний конкретных фактов, названий, имён, дат, понятий) лучше использовать тестовые задания закрытой или открытой формы. Ассоциативных знаний (знаний о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их теорий, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, законами, датами) - заданий на установление соответствия. Процессуальных знаний (знаний правильной последовательности различных действий, процессов) - заданий на определение правильной последовательности. Нужно также помнить о том, что форма предъявления тестового задания влияет на его уровень трудности. Самые легкие – задания закрытого типа с единичным выбором, так как направлены на воспроизведение имеющихся знаний. Самая трудная форма тестовых заданий - на упорядочение и на соответствие. Открытая форма, тестовые задания закрытой формы с несколькими правильными ответами - со средним уровнем сложности

8 При проведении тестирования, учителю необходимо предусмотреть:

Время и продолжительность

Количество заданий

Дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;

Учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат;

После проведения теста провести анализ результатов, выявить типичные ошибки, разработать систему работы по корректировке знаний учащихся.

9 Критерии оценки тестов

Оценка «отлично» ставится за 85-100 % правильных ответов;

Оценка «хорошо» ставится за 84-65 % правильных ответов;

Оценка «удовлетворительно» ставится за 64-50 % правильных ответов;

Оценка «неудовлетворительно» ставится при наличии менее 50 %

правильных ответов или при отказе обучающегося пройти тестовый

контроль.

10 Преимущества тестов

• Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

• Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

• Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

• Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

• Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

• Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

11 Недостатки тестов

• Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

• Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

• Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

• Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

• Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

• В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.